11. Сократ и софисты
Во второй половине 5 в. до н.э. в Греции появились софисты (греч. - мудрость). Их цель - обучить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и спорах. Софисты были первыми среди философов, кто стал получать гонорары за обучение.
Софисты считали, что объективный мир непознаваем. Они требовали проверки на прочность всякого утверждения. Софистика выступала против всего, что жило в сознании людей без удостоверения его законности.
Сократ, в отличие от софистов не считал себя "мудрым", а был только философом – «любящим мудрость». Считал, что человек приобретает добродетель путем познания и самопознания. Главная цель его философии – восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Знание, отделенное от добродетели, представляет плутовство, а не мудрость. Безнравственный поступок Сократ считает плодом незнания истины: если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно - таково убеждение греческого философа. Дурной поступок отождествляется здесь с заблуждением, с ошибкой, а никто не делает ошибок добровольно, полагает Сократ. И поскольку нравственное зло идет от незнания, значит, знание - источник нравственного совершенства.
- 1. Предмет философии
- 2. Место и роль философии в культуре
- 3. Философия и нравственное учение Будды
- 4. Философия и нравственное учение Конфуция.
- 5. Милетская школа
- 6. Элейская школа
- 7. Апории Зенона.
- 8. Философия Гераклита
- 9. Атомизм Демокрита
- 10. Сократ и его «демон»
- 11. Сократ и софисты
- 12. Сократ «Познай самого себя», «я знаю, что ничего не знаю»
- 13. Сократ в «Диалогах» Платона
- 14. Платон и его Академия
- 15. Платон, его учение об эйдосах
- 16. Учение Аристотеля о государстве
- 17. Этика Аристотеля
- 18. Киники. Диоген
- 19. Стоицизм
- 20. Неаплатонизм. Об эманации Плотина.
- 21. Философия Эпикура.
- 22. Учение Августина Блаженного
- 23. Философия и учение Ибн-Сины
- 24. Философия Ибн-Рушда.
- 25. Нравственные учителя человечества – Моисей.