6. Элейская школа
Представители: Ксенофан, Парменид, Зенон.
В центре учения этой школы – учение о бытии. Предметом мышления может быть только бытие, небытие немыслимо («мыслить и быть одно то же»).
Истина о бытии познается разумом, а чувства формулируют лишь мнение, не всегда точно отражающее истину.
Ксенофан был приверженцем единобожия. Отрицал представление греков о богах. Впервые именно Ксенофан осуществил разделение видов знания, сформулировав проблему соотношения «знания по мнению» и «знания по истине». Показания чувств дают не истинное знание, а лишь видимость.
Парменид - центральная фигура Элейской школы. Он родился в знатной семье и провел молодость в забавах и роскоши, однако вскоре пресыщение удовольствиями подсказало ему о ничтожестве наслаждений. В центре его учения– идея о единстве и неподвижности бытия. Считал, что движение в мире отсутствует, оно нам только кажется.
Нет пустого пространства, все наполнено бытием.
Зенон – представитель Элейской школы, поддерживал точку зрения Парменида. Знаменит своими апориями.
- 1. Предмет философии
- 2. Место и роль философии в культуре
- 3. Философия и нравственное учение Будды
- 4. Философия и нравственное учение Конфуция.
- 5. Милетская школа
- 6. Элейская школа
- 7. Апории Зенона.
- 8. Философия Гераклита
- 9. Атомизм Демокрита
- 10. Сократ и его «демон»
- 11. Сократ и софисты
- 12. Сократ «Познай самого себя», «я знаю, что ничего не знаю»
- 13. Сократ в «Диалогах» Платона
- 14. Платон и его Академия
- 15. Платон, его учение об эйдосах
- 16. Учение Аристотеля о государстве
- 17. Этика Аристотеля
- 18. Киники. Диоген
- 19. Стоицизм
- 20. Неаплатонизм. Об эманации Плотина.
- 21. Философия Эпикура.
- 22. Учение Августина Блаженного
- 23. Философия и учение Ибн-Сины
- 24. Философия Ибн-Рушда.
- 25. Нравственные учителя человечества – Моисей.