12. Сократ «Познай самого себя», «я знаю, что ничего не знаю»
В центре внимания Сократа - человек, человеческое сознание. Для Сократа знания и человеческие поступки неразрывны. Более того, настоящие знания и мудрость неотделимы от справедливых дел и других проявлений добродетели. Знание, отделенное от добродетели, представляет плутовство, а не мудрость. Взгляд Сократа на знание, как высшую человеческую ценность, особенно заметно проявляется в его отношении к самопознанию, в неизменном следовании принципу «познай самого себя». Сократ говорит о необходимости познания человеком своего внутреннего мира, призывал к воспитанию благородных нравственных качеств, осознанию того, что гармония души и тела, достижение добра и счастья составляют основу добродетельной жизни.
«Я знаю, что ничего не знаю»
По свидетельству философа Платона, так говорил великий мыслитель Древней Греции Сократ. И пояснял эту мысль так: люди обычно полагают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Таким образом, получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные.
Смысл выражения: чем глубже, обширнее знания человека, чем он мудрее и образованнее, тем яснее он сознает, сколь малы и условны все его познания.
- 1. Предмет философии
- 2. Место и роль философии в культуре
- 3. Философия и нравственное учение Будды
- 4. Философия и нравственное учение Конфуция.
- 5. Милетская школа
- 6. Элейская школа
- 7. Апории Зенона.
- 8. Философия Гераклита
- 9. Атомизм Демокрита
- 10. Сократ и его «демон»
- 11. Сократ и софисты
- 12. Сократ «Познай самого себя», «я знаю, что ничего не знаю»
- 13. Сократ в «Диалогах» Платона
- 14. Платон и его Академия
- 15. Платон, его учение об эйдосах
- 16. Учение Аристотеля о государстве
- 17. Этика Аристотеля
- 18. Киники. Диоген
- 19. Стоицизм
- 20. Неаплатонизм. Об эманации Плотина.
- 21. Философия Эпикура.
- 22. Учение Августина Блаженного
- 23. Философия и учение Ибн-Сины
- 24. Философия Ибн-Рушда.
- 25. Нравственные учителя человечества – Моисей.