logo search
Otvety_Na_Voprosy_K_Ekzamenu_Po_Filosofii

Специфика социогуманитарного познания.

Специфика гуманитарного знания в самом названии – значит относящийся к человеку. В отличии от естествознания (оно исследует естество, природу в ее субстанциональных характеристиках). Объект Гуманитарного познания – искусственный мир – "мир человека", т.е. это не столько исследование человека телесного (его вещественности), сколько исследование его субъективности, сознания, культуры.

Трудность гуманитарного познания связана с необходимостью адекватного воспроизведения этого духовного аспекта человеческой деятельности, восходящего к ценностно-смысловым структурам. Подлинно человеческое бытие – это жизнь в соответствии с идеалами и ценностями, это осмысленное бытие. Именно обращение к ценностям является необходимой посылкой для понимания внутренней природы человеческого бытия.

Гуманитарное познание (подобно естествознанию) – подводит единичное под общее (но этим всеобщим для гуманитария является ценностно-смысловые структуры). В противоположность естественным наукам (нацелены на овладение вещным миром "каков он есть" безотносительно к субъективным ценностям) гуманитарная мысль не может и не должна остаться на уровне "вещно-объектного знания", простого отражения. Именно ценностно-смысловому измерению принадлежит первенство в содержании гуманитарного знания. Гуманитарное исследование также ведется в рамках идеологических позиций автора.

Гуманитарная мысль – результат понимания, осмысления одного субъективного мира в контексте другого. По форме – это диалог - в его процессе возможно постижение субъективного мира, понимание культурных ценностей, социальных значений. Один субъективный мир раскрывает себя в соприкосновении с другим - Без сталкивания разных точек зрения в процессе общения (непосредственно или опосредованно)/ умения выносить свои идеи на критическое рассмотрение коллег и вновь возвращаться к анализу вопроса с учетом противоположных мнений – трудно представить ход и структуру гуманитарного мышления.

В гуманитарных знаниях – логика диалога = эксперимент – в естественных. Т.к. в процессе столкновения и взаимообоснования, выявления и преодоления противоречий суждения и гипотезы как бы проходят испытание на научную объективность. Диалогическая природа гуманитарного знания связана со спецификой его объекта + сам объект исследования имеет субъективные измерения – "дух" постигается "духом", субъект субъектом.

Он чтобы познать другой субъект нужно вступить с ним в диалог, иначе другой = вещь, а не рассматривается как другое "я" со всей внутренней духовной деятельностью. Без диалога нельзя понять другой субъект как субъект. Определяющая его поведение связь идей, ценностно-смысловых ориентаций, чувств…, т.е. сама жизнь духа остается недоступной. Точные науки – монологичны: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. Вещь не может ответить. А здесь ответ есть.

Естественные и гуманитарные науки - пределы познания: 1 – познание объекта (вещи), 2 – субъекта (личности). Итак, гуманитарное мысль должно познавать субъект как деятельное начало, если как вещь, то это естественнонаучно. Поэтому специфичный способ для гуманитарного познания при исследовании человека – понимание. Если в естественных науках - нужно отразить объект, то здесь понять субъект. Понимание ~ "погружение в мир смыслов" другого субъекта, постижение и истолкование его мыслей. На это влияют ценности исследователя. Но понимание изменяется в зависимости от исторического контекста.