Философия античности: досократические школы и основные идеи.
Милетская школа.
Милетская школа – первая научная и философская школа в Европейской цивилизации. Зародилась она в VI веке до н.э. в г. Милете, в Ионии. Милетци стали родоначальниками натуралистической фазы развития античной философии.
Наиболее ярким представлением этой школы является Фалес (625-547 гг. до н.э.), который считал, что всё сущее происходит из воды. По Фалесу, вода является основой мира тому, что, как показывает наблюдение, всё рождается из семени, а семя влажное. Фалес отличал душу от тела, он считал её материальной. Душа – движущее начало всех явлений природы.
Другой представитель этой школы Анаксимандр (611-545 гг. до н.э.) Айпирон является источником, из которого всё возникает. Айпирон «Всё управляет», потому Анаксимандр назвал его «Божественным».
Анаксимен (585-524 гг. до н.э.) началом всего сущего считал воздух. Огонь – это разряженный воздух. Сгущаясь, воздух становится первоначально водой, затем, при дальнейшем сгущении, землёй и, наконец, камнем. Анаксимен всё многообразие стихий объясняет степенью сгущения воздуха. Душа также состоит из воздуха.
Милетци были гилозоистами (вещество и жизнь – философская позиция), т.е. говорили об одушевлённости материи, считая, что все вещи движутся по причине наличия в ней души.
Пифагор
Вслед за милетской школой, в древней Греции начинают возникать и другие философские центры, важнейшим из которых стала школа Пифагора (580-500 гг. до н.э.) Он представлял единое начал как нечто идеальное. Как число. Число есть то, что всегда и неизменно присутствует в совершенно различных местах, является их связующей линией, единой объединяющей основой, поэтому его можно назвать началом мира. Из всех чисел самое главное – 1. Ей соответствует точка, а двойке соответствующие две точки, через которые можно провести прямую, тройке соответствует плоскость, а четвёрке – пространство и вот оно делится на четыре стихии: земля, огонь, вода, воздух.
Душа – «гармония телесных элементов», исчисляемое число.
Элейская школа
Основоположником элейской школы был Ксенофан. Он был странствующим философом, который критиковал греческую религию и мифологию за то, что те признавали множество богов похожих на людей их достоинствами и недостатками. По его мнению, Бог – это высшее и непостижимое начало. Он един, бесформен, и невидим, и не погрозим.
Парменид. Был учеником Ксенофана. Он утверждал, что всё единое созданное богом – это бытие, которое никогда не возникало и не исчезало, оно – вечно. Это бытие существует, оно движется, но суть самого бытия не меняется. Оно существует по своим законам и познать эти законы при помощи органов чувств, человек не может. Для познания нужен только разум.
Эпикур (342-270 гг. до н.э.) Создавал своё учение, пытался выяснить как можно добиться счастья, избавиться от страха и приобрести благо. По его мнению есть три вида страха от которых надо избавиться: 1. Страх перед богами; 2. страх перед смертью; 3. Страх перед судьбой богов, которых не надо бояться т.к. они бессмертны, счастливы и поэтому полностью смерть, т.к. мы живём, когда её нет, она есть, когда нас уже нет. Ввиду того, что каждый человек хозяин своей судьбы и счастья, то судьба есть результат своих собственных поступков, действий и усилий и бояться их нечего, т.к. это действие каждого человека, обретая свою судьбу, освобождаясь от страха выбирай удовольствие и избегай страданий.
Стремясь к удовольствию надо быть разумным, уметь отказываться от удовольствий, которые потом могут принести страдания. Удовольствия делятся на три вида: 1. Удовольствия естественные и необходимые; 2. Удовольствия естественные, но не необходимые; 3. Удовольствия не естественные и не необходимые. Из всех трёх надо выбирать первые, т.к. остальные совершенно пустые и бессмысленные.
Отсутствие страданий уже есть удовольствие.
Самое главное счастье заключается не в том, что в не нас, а в нас самих. Счастье не в самих вещах и явлениях, а в нашем отношении к ним. Умей довольствоваться малым, и ты будешь счастлив.
Скептицизм
Перрон (300-270 гг. до н.э.) Он считал, что человек всегда должен сохранять невозмутимое спокойствие, и стремиться к счастью. Для этого нужно либо воздержаться суждений, т.к. достичь истину невозможно, т.е. познать суть вещей.
Зенон (333-262 гг. до н.э.), Сенека и Марк Авретей (121-188 г.) Они полагают, что материя, как субстанция пассивна, пронизана и творима разумом (Богом). На ряду с бытием, телом, существует и бестелесное, к которому относится «время», «место», «бесконечное», а также наиболее общее понятие (универсалы).
Гераклит
Гераклит (544-483 гг. до н.э.) считал основой, первоначалом всего мира огонь. Космос, по его мнению, един, а всё сущее, никем не сотворённое, всегда было, есть и будет вечно живым огнём, то загорающимся, то потухающим. Огонь, как основа мироздания – вечен, в то время как космос не вечен. Вода, в свою очередь, трансформируется в землю и воздух. «Всё мечет и всё изменяется», «нельзя войти в одну и туже реку дважды и тронуть дважды нечто смертное в том же состоянии, т.к. по причине неудержимости и быстроты изменения всё рассеивается и собирается, приходит и уходит». Всё подобно пламени в костре, рождается чей-либо смертности.
- Ответы на вопросы к экзамену по Философии.
- Предмет, специфика философии. Сферы философского знания.
- Проблемы философии. Их специфика и значимость для человека.
- Функции философии. Философия и мировоззрение.
- Философия и наука. Философия как методология научного познания.
- Структура мировоззрения, его типы.
- Особенности донаучного мировоззрения. Миф и религия.
- Философия как наука. Специфика философского знания.
- Философия и образование.
- Исторические типы философствования:
- Проблема бытия в истории философии.
- Этапы становления материализма и его виды.
- Этапы становления идеализма и его виды.
- Антропосоциогенез.
- Мышление и язык.
- Познание как предмет философского анализа. Уровни и формы познания.
- Специфика социогуманитарного познания.
- Научное знание, его специфика и строение. Научная картина мира.
- Истина как цель и результат познания.
- Проблема человека в истории философии.
- Философия и религия о смысле жизни, смерти и бессмертии человека.
- Культура как предмет философского анализа.
- Человек в мире культуры.
- Проблемы и перспективы современной цивилизации.
- Проблема направленности исторического процесса. Основные модели исторического развития.
- Философия древнего Востока.
- Философия античности: досократические школы и основные идеи.
- Классический период античной философии: Сократ, Платон, Аристотель.
- Эллинизм: истоки формирования европейской духовности.
- Теоцентризм философии Средневековья.
- Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения.
- Эмпиризм Нового Времени. Бэкон, Гоббс, Локк, Юм.
- Рационалистическая традиция в истории философии. Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегель.
- Философия эпохи Просвещения. Вольтер, Руссо, энциклопедисты.
- Проблема тождества бытия и мышления в классической немецкой философии. Гегель, Фейербах.
- Разум и нравственность в философии Канта.
- Марксизм как философское учение и социальная концепция.
- Становление русской философии до XIX века.
- Русская философия: основные идеи и течения.
- Специфика русской религиозной философии конца XIX – начала XX вв.
- Основные направления и проблемы западной философии хх в.
- Неопозитивизм, постпозитивизм, прагматизм в философии хх в.
- Иррациональная философия. Шопенгауэр, Ницше, Фрейд.
- Проблема бытия человека, его свободы и ответственности в экзистенциализме. Хайдеггер, Сартр.
- Постмодернизм: основные проблемы.
- Философия и наука.
- Наука и религия. Вера и знание.
- Искусство как способ познания.
- Общество как социально-культурная система.
- Материя как философская категория. Атрибуты материи.
- Проблема сознания в философии.