Философия и образование.
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – исследовательская область философии, анализирующая основания педагогической деятельности и образования, его цели и идеалы, методологию педагогического знания, методы проектирования и создания новых образовательных институций и систем. Философия образования приобрела социально-институциализированную форму в сер. 40-х гг. 20 в., когда в США, а затем и в Европе были созданы специальные общества по философии образования. Впрочем, и задолго до этого философия образования составляла немаловажный компонент систем великих философов. Так, проблемы образования обсуждались Платоном, Аристотелем, Яном Амосом Коменским, Локком, Гербартом. Целая эпоха в развитии философии непосредственно связана с идеалами Просвещения. В философии 19 в. проблема образования человека (Bildung) рассматривалась как центральная (напр., у Гердера, Гегеля и др.). В России это относится к педагогическим идеям В.Ф.Одоевского, А.С.Хомякова, П.Д.Юркевича, Л.Н.Толстого. И в 20 в. многие философы применяли принципы своей философии к изучению проблем образования (напр., Д.Дьюи, М.Бубер и др.). Философия, обращаясь к педагогической теории и практике, к проблемам образования, не ограничивалась описанием и рефлексией о сложившейся системе образования, ее целях и уровнях, а выдвигала проекты ее преобразования и построения новой системы образования с новыми идеалами и целями. Еще в 1930-х гг. педагогика трактовалась как прикладная философия (напр., у С.И.Гессена).
Основными причинами формирования философии образования как особой исследовательской области философии являются: 1) обособление образования в автономную сферу жизни общества; 2) диверсификация институций образования; 3) разноречье в трактовке целей и идеалов образования, которое фиксируется как многопарадигмальность педагогического знания; 4) новые требования к системе образования, связанные с переходом от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу.
-
Содержание
- Ответы на вопросы к экзамену по Философии.
- Предмет, специфика философии. Сферы философского знания.
- Проблемы философии. Их специфика и значимость для человека.
- Функции философии. Философия и мировоззрение.
- Философия и наука. Философия как методология научного познания.
- Структура мировоззрения, его типы.
- Особенности донаучного мировоззрения. Миф и религия.
- Философия как наука. Специфика философского знания.
- Философия и образование.
- Исторические типы философствования:
- Проблема бытия в истории философии.
- Этапы становления материализма и его виды.
- Этапы становления идеализма и его виды.
- Антропосоциогенез.
- Мышление и язык.
- Познание как предмет философского анализа. Уровни и формы познания.
- Специфика социогуманитарного познания.
- Научное знание, его специфика и строение. Научная картина мира.
- Истина как цель и результат познания.
- Проблема человека в истории философии.
- Философия и религия о смысле жизни, смерти и бессмертии человека.
- Культура как предмет философского анализа.
- Человек в мире культуры.
- Проблемы и перспективы современной цивилизации.
- Проблема направленности исторического процесса. Основные модели исторического развития.
- Философия древнего Востока.
- Философия античности: досократические школы и основные идеи.
- Классический период античной философии: Сократ, Платон, Аристотель.
- Эллинизм: истоки формирования европейской духовности.
- Теоцентризм философии Средневековья.
- Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения.
- Эмпиризм Нового Времени. Бэкон, Гоббс, Локк, Юм.
- Рационалистическая традиция в истории философии. Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегель.
- Философия эпохи Просвещения. Вольтер, Руссо, энциклопедисты.
- Проблема тождества бытия и мышления в классической немецкой философии. Гегель, Фейербах.
- Разум и нравственность в философии Канта.
- Марксизм как философское учение и социальная концепция.
- Становление русской философии до XIX века.
- Русская философия: основные идеи и течения.
- Специфика русской религиозной философии конца XIX – начала XX вв.
- Основные направления и проблемы западной философии хх в.
- Неопозитивизм, постпозитивизм, прагматизм в философии хх в.
- Иррациональная философия. Шопенгауэр, Ницше, Фрейд.
- Проблема бытия человека, его свободы и ответственности в экзистенциализме. Хайдеггер, Сартр.
- Постмодернизм: основные проблемы.
- Философия и наука.
- Наука и религия. Вера и знание.
- Искусство как способ познания.
- Общество как социально-культурная система.
- Материя как философская категория. Атрибуты материи.
- Проблема сознания в философии.