Специфика социогуманитарного познания.
Специфика гуманитарного знания в самом названии – значит относящийся к человеку. В отличии от естествознания (оно исследует естество, природу в ее субстанциональных характеристиках). Объект Гуманитарного познания – искусственный мир – "мир человека", т.е. это не столько исследование человека телесного (его вещественности), сколько исследование его субъективности, сознания, культуры.
Трудность гуманитарного познания связана с необходимостью адекватного воспроизведения этого духовного аспекта человеческой деятельности, восходящего к ценностно-смысловым структурам. Подлинно человеческое бытие – это жизнь в соответствии с идеалами и ценностями, это осмысленное бытие. Именно обращение к ценностям является необходимой посылкой для понимания внутренней природы человеческого бытия.
Гуманитарное познание (подобно естествознанию) – подводит единичное под общее (но этим всеобщим для гуманитария является ценностно-смысловые структуры). В противоположность естественным наукам (нацелены на овладение вещным миром "каков он есть" безотносительно к субъективным ценностям) гуманитарная мысль не может и не должна остаться на уровне "вещно-объектного знания", простого отражения. Именно ценностно-смысловому измерению принадлежит первенство в содержании гуманитарного знания. Гуманитарное исследование также ведется в рамках идеологических позиций автора.
Гуманитарная мысль – результат понимания, осмысления одного субъективного мира в контексте другого. По форме – это диалог - в его процессе возможно постижение субъективного мира, понимание культурных ценностей, социальных значений. Один субъективный мир раскрывает себя в соприкосновении с другим - Без сталкивания разных точек зрения в процессе общения (непосредственно или опосредованно)/ умения выносить свои идеи на критическое рассмотрение коллег и вновь возвращаться к анализу вопроса с учетом противоположных мнений – трудно представить ход и структуру гуманитарного мышления.
В гуманитарных знаниях – логика диалога = эксперимент – в естественных. Т.к. в процессе столкновения и взаимообоснования, выявления и преодоления противоречий суждения и гипотезы как бы проходят испытание на научную объективность. Диалогическая природа гуманитарного знания связана со спецификой его объекта + сам объект исследования имеет субъективные измерения – "дух" постигается "духом", субъект субъектом.
Он чтобы познать другой субъект нужно вступить с ним в диалог, иначе другой = вещь, а не рассматривается как другое "я" со всей внутренней духовной деятельностью. Без диалога нельзя понять другой субъект как субъект. Определяющая его поведение связь идей, ценностно-смысловых ориентаций, чувств…, т.е. сама жизнь духа остается недоступной. Точные науки – монологичны: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. Вещь не может ответить. А здесь ответ есть.
Естественные и гуманитарные науки - пределы познания: 1 – познание объекта (вещи), 2 – субъекта (личности). Итак, гуманитарное мысль должно познавать субъект как деятельное начало, если как вещь, то это естественнонаучно. Поэтому специфичный способ для гуманитарного познания при исследовании человека – понимание. Если в естественных науках - нужно отразить объект, то здесь понять субъект. Понимание ~ "погружение в мир смыслов" другого субъекта, постижение и истолкование его мыслей. На это влияют ценности исследователя. Но понимание изменяется в зависимости от исторического контекста.
- Ответы на вопросы к экзамену по Философии.
- Предмет, специфика философии. Сферы философского знания.
- Проблемы философии. Их специфика и значимость для человека.
- Функции философии. Философия и мировоззрение.
- Философия и наука. Философия как методология научного познания.
- Структура мировоззрения, его типы.
- Особенности донаучного мировоззрения. Миф и религия.
- Философия как наука. Специфика философского знания.
- Философия и образование.
- Исторические типы философствования:
- Проблема бытия в истории философии.
- Этапы становления материализма и его виды.
- Этапы становления идеализма и его виды.
- Антропосоциогенез.
- Мышление и язык.
- Познание как предмет философского анализа. Уровни и формы познания.
- Специфика социогуманитарного познания.
- Научное знание, его специфика и строение. Научная картина мира.
- Истина как цель и результат познания.
- Проблема человека в истории философии.
- Философия и религия о смысле жизни, смерти и бессмертии человека.
- Культура как предмет философского анализа.
- Человек в мире культуры.
- Проблемы и перспективы современной цивилизации.
- Проблема направленности исторического процесса. Основные модели исторического развития.
- Философия древнего Востока.
- Философия античности: досократические школы и основные идеи.
- Классический период античной философии: Сократ, Платон, Аристотель.
- Эллинизм: истоки формирования европейской духовности.
- Теоцентризм философии Средневековья.
- Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения.
- Эмпиризм Нового Времени. Бэкон, Гоббс, Локк, Юм.
- Рационалистическая традиция в истории философии. Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегель.
- Философия эпохи Просвещения. Вольтер, Руссо, энциклопедисты.
- Проблема тождества бытия и мышления в классической немецкой философии. Гегель, Фейербах.
- Разум и нравственность в философии Канта.
- Марксизм как философское учение и социальная концепция.
- Становление русской философии до XIX века.
- Русская философия: основные идеи и течения.
- Специфика русской религиозной философии конца XIX – начала XX вв.
- Основные направления и проблемы западной философии хх в.
- Неопозитивизм, постпозитивизм, прагматизм в философии хх в.
- Иррациональная философия. Шопенгауэр, Ницше, Фрейд.
- Проблема бытия человека, его свободы и ответственности в экзистенциализме. Хайдеггер, Сартр.
- Постмодернизм: основные проблемы.
- Философия и наука.
- Наука и религия. Вера и знание.
- Искусство как способ познания.
- Общество как социально-культурная система.
- Материя как философская категория. Атрибуты материи.
- Проблема сознания в философии.