Проблема тождества бытия и мышления в классической немецкой философии. Гегель, Фейербах.
Гегель Георг Вильгельм (1770-1831 г.) – создатель системы абсолютного идеализма и диалектической логики – метод разумного постижения мира, которое, не отвергая результаты рассудочного – обыденного и частно-научного – познания мира, выходит за их пределы, даёт возможность взглянуть на мир с точки зрения вечности. Говорил, что «Философия есть совершенная эпоха, постигнутая в мышлении; каждый период заслуживает своего правителя». Главной мыслью Гегеля является положение: «Всё действительное разумно, всё разумное действительно». Бытие прибывает в различных формах или проходящим в своём саморазвитии три основных этапа: 1. Существование абсолютной идеи, когда она является сама собой. Она находится в области чистого духа и называется у Гегеля логикой; 2. Абсолютная идея приходит в физический или материальный мир, в природу и это называется инобытие абсолютной идеи; 3. Человек и его общество. У Гегеля даны три стадии абсолютной идеи: природа, логика, антропология.
Фейербах Людвиг (1804-1872 г.) – немецкий философ-материалист и атеист. Основоположник антропологического материализма. Пытался доказать, что не бог создал человека, а человек бога т.к. страдания человека необъяснимые, то он создаёт природу из самой высшей формы любви, которая является семьёй. Самая высшая форма любви – это мать, отец, ребёнок. Отсюда воплощение христианской троицы: мать, отец, святой дух.
Религии, по мнению философа, должны быть упразднены для того, чтобы человек вел более активную жизнь в обществе, повышал свою политическую активность. Это, в свою очередь, является условием действительной свободы человека. И здесь философия Фейербаха оказывается наиболее противоречивой. С одной стороны, он отрицает религию, а с другой — всячески подчеркивает роль чувственности и эмоциональных переживаний, влияющих на человека.
Фейербах строит свою философию на базе противопоставления философии и религии как форм мировоззрения, которые несовместимы и противостоят друг другу. В связи с этим он пытается в материалистическом духе переосмыслить сущность христианства как одной из форм религии. В результате христианский Бог трактуется им не как особого рода существо или божественная сущность, а как образ, отражающий в сознании людей их собственную, человеческую сущность. Он пишет, что “божественная сущность — не что иное, как человеческая сущность, очищенная, освобожденная от индивидуальных границ, т. е. от действительного, телесного человека, объективированная, т. е. рассматриваемая и почитаемая, в качестве посторонней, отдельной сущности”.
-
Содержание
- Ответы на вопросы к экзамену по Философии.
- Предмет, специфика философии. Сферы философского знания.
- Проблемы философии. Их специфика и значимость для человека.
- Функции философии. Философия и мировоззрение.
- Философия и наука. Философия как методология научного познания.
- Структура мировоззрения, его типы.
- Особенности донаучного мировоззрения. Миф и религия.
- Философия как наука. Специфика философского знания.
- Философия и образование.
- Исторические типы философствования:
- Проблема бытия в истории философии.
- Этапы становления материализма и его виды.
- Этапы становления идеализма и его виды.
- Антропосоциогенез.
- Мышление и язык.
- Познание как предмет философского анализа. Уровни и формы познания.
- Специфика социогуманитарного познания.
- Научное знание, его специфика и строение. Научная картина мира.
- Истина как цель и результат познания.
- Проблема человека в истории философии.
- Философия и религия о смысле жизни, смерти и бессмертии человека.
- Культура как предмет философского анализа.
- Человек в мире культуры.
- Проблемы и перспективы современной цивилизации.
- Проблема направленности исторического процесса. Основные модели исторического развития.
- Философия древнего Востока.
- Философия античности: досократические школы и основные идеи.
- Классический период античной философии: Сократ, Платон, Аристотель.
- Эллинизм: истоки формирования европейской духовности.
- Теоцентризм философии Средневековья.
- Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения.
- Эмпиризм Нового Времени. Бэкон, Гоббс, Локк, Юм.
- Рационалистическая традиция в истории философии. Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегель.
- Философия эпохи Просвещения. Вольтер, Руссо, энциклопедисты.
- Проблема тождества бытия и мышления в классической немецкой философии. Гегель, Фейербах.
- Разум и нравственность в философии Канта.
- Марксизм как философское учение и социальная концепция.
- Становление русской философии до XIX века.
- Русская философия: основные идеи и течения.
- Специфика русской религиозной философии конца XIX – начала XX вв.
- Основные направления и проблемы западной философии хх в.
- Неопозитивизм, постпозитивизм, прагматизм в философии хх в.
- Иррациональная философия. Шопенгауэр, Ницше, Фрейд.
- Проблема бытия человека, его свободы и ответственности в экзистенциализме. Хайдеггер, Сартр.
- Постмодернизм: основные проблемы.
- Философия и наука.
- Наука и религия. Вера и знание.
- Искусство как способ познания.
- Общество как социально-культурная система.
- Материя как философская категория. Атрибуты материи.
- Проблема сознания в философии.