Природа и сущность человека
Вопрос о природе человека – это вопрос не о его эмпирическом отличии от всех других живых существ, а вопрос о его сущности – это вопрос о его глубинных качествах, которые определяют его специфику и внешне проявляются в чертах, свойственных «природе».
Природа человека глубоко противоречива, поэтому человек всегда выступает загадкой для самого себя. С одной стороны, человек – существо физическое, телесное, подчиненное всем законам биологии и физиологии. Он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы, им владеют инстинкты и страсти, он легко впадает в страх и гнев. Являясь как бы «вещью среди вещей», человек детерминирован своим прошлым.
С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысления обстоятельств. Человек может познавать объективные характеристики действительности, даже если они прямо не отвечают на его биологические потребности. Человек демонстрирует способность быть нравственным, подниматься над своими естественными влечениями и делать свободный выбор. Тогда оказывается, что он вовсе не подчинен полностью прошлому, не похож на «вещь». Сознание, разум, природа присущи природе человека.
Именно эта двойственность всегда заставляла искать сущность человека, отличающего его как особое существо от биофизических проявлений природы.
Для всех религиозных и эзотерических учений истинная самость человека не имеет отношения к эмпирическому миру. Так, в соответствии с христианством Бог наделяет человека единством духа и души, способных подняться над инстинктами и телесными требованиями, а также над любыми соблазнами материальной жизни. Человек духовен и потому способен господствовать над плотью. В соответствии с эзотерическими учениями истинное «Я» человека – духовная монада – просто сменяет из жизни в жизнь разные тела, которые служат лишь средством для самосовершенствования.
В Новое время сущность человека определялась через разум, который понимался как особая самостоятельная инстанция и человек отличается от животных именно разумом - умением логически мыслить, познавать себя и мир. Разум позволил человеку выделиться из животного царства, используя силы самой природы, и он же залог грядущего счастья и прогресса в обществе.
К. Маркс разработал концепцию предметно-деятельностной, социокультурной сущности человека. Человек выступает здесь как существо, которое не пассивно приспосабливает природу к собственным потребностям. Он переделывает ее в трудовом процессе, ставит все новые и новые цели, создает «вторую, очеловеченную природу» - мир культуры. В труде, преобразуя окружающую действительность, человек и проявляет себя как разумный и свободный, ибо творит «по меркам любого вида, в том числе и по законам красоты».
Важно не забывать того, что являясь существом трудовым, человек выступает и существом социальным. Он не может трудиться вне общения. Покорение природы и преобразование ее в культуру связано с постоянным взаимодействием людей, со складываемым социальных групп. Поэтому сущность человека - это «совокупность всех общественных отношений». Не биологические черты человека определяют самое существенное в нем, а его социально-групповая принадлежность.
СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ
Сознание органически вплетено в духовный опыт человека. Во все времена философы обращались к анализу этого феномена, осознавая, что за ним скрывается особая реальность, вечно текущий поток мыслительных, волевых, эмоциональных актов, в которых ничего не остается устойчивым и одновременно совершается творение мира сущностей, смыслов и значений.
В истории философии существует, по крайней мере, два подхода к решению проблемы:
описание способов, какими мир (вещи) даны в сознании, существуют в нем; это – феноменологический подход;
объяснение, как возможно само сознание.
Оно опирается на разнообразные аргументы – от чисто метафизических до научных, но всегда тяготеет к созданию логически непротиворечивых теорий.
Реализация этих подходов на протяжении более 2,5 тысячелетнего существования философии привела к следующему понимания сознания:
1. Сознание – это способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в идеальных формах. Это идеальная форма деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности. Содержанием сознания является знание, формой – идеальность. Подобное соотношение содержания и формы обусловлено активностью сознания, его направленностью на мир. Таким образом, сознание есть прежде всего уникальное отношение, единственное в своем роде, к самому себе и всему остальному миру, в том числе представленному сознанием другого человека или общества в целом. Активность сознания проявляет себя в избирательном и целенаправленном отражении, в способах конституирования и конструирования в прогнозировании процессов развития. Тем самым она является основой преобразовательной деятельности человека.
Сознание – внутренне необходимая форма проявления как самой личности (самосознание), так и ее предметной деятельности (предметное сознание).
2. Сознание – явление психическое. Рассматривая вопрос о происхождении сознания с позиций научной теории эволюции, можно утверждать, что на определенном этапе развития психических процессов создаются условия для формирования условий и причин возникновения сознания: человеческого мозга как высокоорганизованной материи, усложнение системы сигнальных связей организма и среды (возникновение «второй» сигнальной системы – знак, язык, слово). Несомненно, психика животных и психика человека имеют много общего. Прежде всего, материальным субстратом психики является нейрофизиологическая деятельность мозга. Психика имеет рефлекторную природу, которая формируется под воздействием внешнего мира. Мозг создает систему управления, то есть отвечает на воздействие мира, выбирая из множества вариантов. Этот выбор совершается на основе имеющейся информации. Именно здесь. В зависимости от того, как совершается выбор, можно обнаружить первое отличие психики животного от психики человека. Речь как выход за пределы чисто эмоционального «языка» животных – это действительная граница человеческого и животного мира. Развитие речи означало переход к символическому воображению, к конституированию мира знаний и смыслов. Формирование речи, языка и, следовательно, знаковых систем происходило в особых условиях: создания предметного мира культуры, сферы неприродного бытия человека – общества. Поэтому причинами возникновения сознания обычно называют общественно-трудовую деятельность, общественные отношения и языковое общение.
Но сложность проблемы возникновения сознания не может быть восполнена обозначением этих причин, т.к. их взаимосвязанность всегда оставляет место, для сомнения, какой из этих факторов стал определяющим в данном процессе. Можно лишь с уверенностью утверждать, что реальное отличие психики животного и психики человека выражается в том, что животное адаптируется к окружающей среде (поведение достаточно подвижное в силу присущей активности, но ограниченное системой инстинктов), а человек сохраняет поведение как подсистему в системе деятельности, связанной с преобразованием мира на основе проектирования и конструирования его.
Сознание есть высшая форма психического отражения. Оно выступает интегральным моментом психического. Это – целостная система, ни один из элементов которой не имеет независимого существования. Сознание – это словесно оформленный феномен психики. Оно слагается и осуществляется в знаковом материале, созданном в процессе социальной деятельности и социального общения организованного коллектива. Отражая мир, сознание объективируется в действии посредством воли, которая обладает относительной свободы и является необходимой предпосылкой ответственности.
3. Мировоззренчески и методологически важен вопрос об идеальности сознания. В истории философии существует понимание сознания как объективно реального феномена, первичного по отношению к материальному миру (идеализм). Но даже в рамках такого понимания сознание рассматривается как идеальное.
Идеальное – это характеристика сознания как отношения, как формы отражающей и преобразующей деятельности. Специфика этой формы деятельности состоит в проектировании, конституировании и конструировании мысленных или чувственных моделей реальной действительности, социальных норм, схем ритуальных действий, правил обыденной жизни, логических схем, словом, всего того, что возникает в восприятии, представлении или мышлении человека и способно опредмечиваться (объективироваться) через предметную деятельность общественного человека.
В марксистской концепции утверждается вторичность сознания по отношению к бытию, его обусловленность внешними для него факторами. Но Марксу, сознание есть осознанное бытие, оно отражает бытие, является необходимым моментом функционирования общественного бытия. Таким образом, марксистская теория включает в философский анализ как индивидуальное, так и общественное сознание, а проблема отношения сознания к бытию приобретает социально-исторический характер. Более того, К. Маркс развивает идею творческой сущности сознания (сознание не только отражает мир, но и творит его), тесно увязывая ее с предметно-практической преобразующей деятельностью общественного человека.
Современная философия рассматривает мир культуры как своего рода текст сознания, записанный в предметах культуры и ожидающий своего прочтения, интерпретации и пожелания. Культура здесь выступает как послание сознания из прошлого в настоящее и будущее. Жизнь сознания и его деятельности есть то, что обеспечивает как преемственность исторического развития, так и возникновение новых явлений и форм в культуре и, в конечном счете, «абсолютного прироста» (Н. Бердяев). Говоря о «встроинности» сознания в бытие, современные философы (экзистенциалисты) видят в сознании способ «вырывания» из мира детерминизма. В этом смысле сознание есть абсолютная свобода, способность совершать выбор и нести за него ответственность.
Идеальность сознания, таким образом, в современной философии рассматривается в следующих аспектах:
сознание не субстанционально; оно будучи субъективной реальностью, нуждается в некоем носителе (языке, символе, знаки, предметности и т.д.); сознание не может быть объектом непосредственного наблюдения, а выражает себя косвенным образом. Следовательно, человек всегда имеет дело не с живым сознанием, а со следами его деятельности, выраженными и проартикулированными.
Сознание существует не как тождественная себе данность, а как проект. Оно постоянно выбирает и делает себя тем, что будет.
Сознание как самосознание является единственным свидетелм собственного опыта, но оно всегда выходит за его пределы, поскольку обладает рефлексией. Проблемы свободы, выбора и ответственности не имеют своими истоками индивидуальный опыт сознания, но вне этого опыта нет и способов решения этих проблем.
- Специфика философских проблем и структура философского знания
- Философия и культура
- Философия древнего китая
- Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика
- Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения
- Взаимосвязь философии и науки в эпоху нового времени. Эмпиризм и рационализм
- Социально-политические идеи эпохи просвещения
- Философия марксизма
- Философия XX века и ее направления
- Гуманистические тенденции в развитии социально-философской мысли Беларуси
- Философское понимание бытия. Метафизика и онтология
- Виды и формы бытия
- Индивидуализированное духовное - это реальная жизнь сознания индивида. Специфика индивидуализированных форм духовного проявляется в том, что:
- Основные атрибуты реального мира: движение, пространство, время
- Диалектика как учение о развитии. Основные законы диалектики
- Смысл и назначение человеческого бытия. Смерть и бессмертие
- Природа и сущность человека
- Сознание и бессознательное
- Мышление и язык
- Различают два вида языка: естественный и искусственный
- Проблема познаваемости мира
- Проблема истины в философии. Практика как критерий истины
- Специфика исторического процесса. Закономерное, случайное и стихийное в общественном развитии
- Общество как развивающаяся система. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества
- Общественное сознание и его структура
- Человек и общество. Концепция правового государства
- Роль культуры в человеческой истории. Значение культуры в современном мире
- Глобальные проблемы современности