Индивидуализированное духовное - это реальная жизнь сознания индивида. Специфика индивидуализированных форм духовного проявляется в том, что:
они неповторимы и уникальны;
уникальная жизнь сознания «проявляется» через универсальные средства культуры (язык, знак, символ и т.д.); поэтому расшифровка потоков сознания требует особого отношения: понимания и осмысления;
конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей;
сохраняются те результаты деятельности индивидуального сознания, которые преобразуются во внеиндивидуальную форму или непосредственно передаются другим людям в процессе общения.
Таким образом:
Индивидуализированное духовное не существует обособленно от совокупной жизнедеятельности индивида. Тело, психика, духовный склад личности - индивида взаимосвязаны.
Индивидуализированное духовное – особая разновидность духовного вообще, т.к. обусловлено развитием общества, культуры и истории.
Результаты деятельности сознания и духовной жизни конкретного человека могут объективироваться, т.е. принимать внеиндивидуальные формы.
Объективированное духовное – идеальное, составляющее память культуры. Специфика его в том, что:
оно способно сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени (знания, идеи, ценности, идеалы, нормы, нравственные регулятивы и т.д.)
Мир идей обладает относительной самостоятельностью и порождает устойчивые и объективно существующие в культуре формы духовного (религия, мораль, искусство, философия, наука, право, политика).
Формы духовного реально проявляют себя в рамках индивидуального сознания через приобщенность человека к социокультурным программам, через обучение, воспитание.
Единство индивидуализированного и объективированного духовного обусловлено наличием универсальных материальных носителей духовного вообще (язык, знак, символ и т.д.) Более того, объективированное духовное возникает и проявляет себя в индивидуализированном духовном.
МАТЕРИЯ КАК СУБСТАНЦИЯ
С момента рождения философии идея Универсума (мира как целого) требовала решения вопроса о первооснове мироздания. Ради него вводилось понятие субстанции как «первоосновы всех вещей». Так, в древнегреческой натурфилософии возникает идея «стихий» как простейших начал всех предметов («огонь» Гераклита, «вода» Фалеса, «воздух» Анаксимена и т.д.). Единство мира объяснялось наличием некоего «первоначала», «первопричины» («атом» Левкиппа и Демокрита), и эта субстанция обозначалась как материя. Наивный материализм древних приводил к выводу, что материя есть исходный материал, из которого «построены» все вещи. Вопрос же о первичности материального был второстепенным
К XVII в. учение о материи как субстанции получает опору в мире науки, лидером которой становится классическая механика. Формируется учение метафизического материализма , на развитие которой повлияли идеи атомистики. Материя есть то, что обладает свойствами P1 , P2 … Pn, где n может быть достаточна велико, но обязательно конечно. Свойства вещества (целого) переносились на часть (атом), что приводило к утверждению принципа неизменности свойств материи (вещества). Поэтому материю рассматривают, во-первых, как вещество, а во-вторых, как все то, что обладает конечностью. Отметим, что материя как вещество не совпадала в полном объеме с понятием «объективно существует». Так, И. Ньютон считал пространство и время объективными, но нематериальными (не вещественными). Недостатки метафизического понимания материи выражаются в том, что:
вопрос о том, существует ли мир объективно, отождествлен с вопросом о строении материи. Это значит, что философское понимание мира подменяется конкретно-историческим естественно-научным представлением о строении и свойствах материального;
признается возможным достижение абсолютной истины в последней инстанции, поскольку миру приписывается наличие конечного числа свойств.
открытым остается вопрос о движущих силах развития мира, так как метафизический материализм вынужден сохранить идею о «первопричине», «перводвигателе» вселенной.
К концу XIX века развитие науки привело к ряду открытий, которые полностью разрушили метафизическое понимание материи (к примеру, открытие радиоактивности, делимости атома, общей и специальной теории относительности и т.д.). Материя, которой ранее приписывались в качестве атрибутивных свойств такие, как непроницаемость, постоянство массы и др., теперь словно ускользала из рук ученых.
В философии неудовлетворенность метафизическим пониманием материи проявляется еще в XVIII веке. Так, французский философ –материалист Д.Дидро утверждает, что материя – это все то, что действует на органы чувств и вызывает ощущение. В новейшее время философия все более отходит от поисков «первооснов всех вещей», т.е. от понимания материи как субстанции в прежнем ее варианте. Марксистская философия обращается к проблеме первичности материального. Интерпретируя отношения «мышление – бытие», «дух – природа», «сознание – материя», классики марксизма отождествляют понятие «материальное « и «объективное». Материя понимается как объективная реальность, противостоящая сознанию как субъективной реальности. Иначе говоря, вводится понимание материи как «субстанции – отношения», смысл которого постигается через отношение человека и мира, субъекта и объекта.
Материя есть философская категория, обозначающая объективную реальность, т.е. все то, что является причиной самого себя и существует вне и независимо от какого-либо сознания. Таким образом, единственное свойство материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне и независимо от сознания (В.Ленин). Вводится понимание материи как чистой субстанции, не связанной с конкретными физическими или иными свойствами и состояниями.
- Специфика философских проблем и структура философского знания
- Философия и культура
- Философия древнего китая
- Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика
- Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения
- Взаимосвязь философии и науки в эпоху нового времени. Эмпиризм и рационализм
- Социально-политические идеи эпохи просвещения
- Философия марксизма
- Философия XX века и ее направления
- Гуманистические тенденции в развитии социально-философской мысли Беларуси
- Философское понимание бытия. Метафизика и онтология
- Виды и формы бытия
- Индивидуализированное духовное - это реальная жизнь сознания индивида. Специфика индивидуализированных форм духовного проявляется в том, что:
- Основные атрибуты реального мира: движение, пространство, время
- Диалектика как учение о развитии. Основные законы диалектики
- Смысл и назначение человеческого бытия. Смерть и бессмертие
- Природа и сущность человека
- Сознание и бессознательное
- Мышление и язык
- Различают два вида языка: естественный и искусственный
- Проблема познаваемости мира
- Проблема истины в философии. Практика как критерий истины
- Специфика исторического процесса. Закономерное, случайное и стихийное в общественном развитии
- Общество как развивающаяся система. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества
- Общественное сознание и его структура
- Человек и общество. Концепция правового государства
- Роль культуры в человеческой истории. Значение культуры в современном мире
- Глобальные проблемы современности