Человек и общество. Концепция правового государства
Человек и общество неразделимо связаны с момента их возникновения, поскольку общество – это совокупность людей, а становление и развитие человека (и историческое, и в индивидуальной жизни) – это приобретение индивидом социальных (общественных) качеств и формирование его участия в общественных отношениях.
Взаимосвязь человека и общества может рассматриваться с различных сторон: как взаимодействие биологических и социальных начал в человеке, как два уровня существования сознания, как основания и формы исторического процесса. Но одновременно это проявление противоречия между индивидуальным и общим началом: личность, ее особенности и характеристики, индивидуальная деятельность являются основой существования и развития общества, а общество, в свою очередь, обладает целостностью, устойчивостью и бОльшими – по сравнению с личностью – возможностями.
Соотношение индивидуального (единичного) и социального (общего) в контексте философии истории выражается в основном в решении проблемы роли личности в истории и проблемы возможности индивидуальной свободы. Действия личности тем более успешны и тем более влиятельны, чем больше они соответствуют задачам решения реальных проблем общества и чем сильнее опираются на реально существующие тенденции развития. Индивидуальная свобода человека основывается на его разуме, а также способности самостоятельно определять цели своей деятельности и действовать в соответствии с собственными целями.
В социальном контексте на современном этапе признается абсолютная ценность личности. Уделяется внимание проблемам социализации личности (формирования связей с другими людьми и обществом в целом, а также освоения механизмов и форм поведения), взаимодействию различных видов и уровней отношений между людьми, возможностям и формам самореализации человека в общественной деятельности. Различные типы общества имеют специфические ценности, которые порождают два подхода к способам социализации: восточный (утверждение единства общества и человека, главная установка – ориентация не на изменение мира, а на самосовершенствование) и западный (приоритет индивидуальных ценностей перед целостностью общества, ориентация на изменение социальной среды и мира).
В политическом контексте ключевая проблема: что обладает верховенством - общее начало, выраженного государством, (тоталитаризм) или индивидуальное (индивидуализм)? Современное гуманистическое понимание этого взаимоотношения воплощено в концепции правового государства, которое основано на принципах выборности власти народом, плюрализме мнений, гуманизме, открытости и пр. Основное предназначение и смысл государства – обеспечение благополучия граждан, в фундаменте которого лежат идеи: признания и защиты прав человека (естественных, политических, социальных), демократического правопорядка (верховенство закона, равенство перед законом) и устойчивого развития общества в интересах всех людей (сохранение мира, природных ресурсов, мирное разрешение социальных конфликтов, экономический и социальный прогресс). В правовом государстве принцип плюрализма распространяется на все основные сферы общественной жизни, что позволяет гражданам, личностям осознанно осуществлять выбор конкретных форм деятельности, исходя из собственных интересов. Развиты местное самоуправление, прямая и представительная демократия. С правовым характером государства связывается развитое гражданское общество: совокупность многообразных отношений, социальных общностей и институтов, которые не подчинены напрямую государственному управлению и создают сферу свободной частной жизни индивида во всем разнообразии его интересов. Действует принцип «разрешено все то, что не запрещено».
- Специфика философских проблем и структура философского знания
- Философия и культура
- Философия древнего китая
- Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика
- Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения
- Взаимосвязь философии и науки в эпоху нового времени. Эмпиризм и рационализм
- Социально-политические идеи эпохи просвещения
- Философия марксизма
- Философия XX века и ее направления
- Гуманистические тенденции в развитии социально-философской мысли Беларуси
- Философское понимание бытия. Метафизика и онтология
- Виды и формы бытия
- Индивидуализированное духовное - это реальная жизнь сознания индивида. Специфика индивидуализированных форм духовного проявляется в том, что:
- Основные атрибуты реального мира: движение, пространство, время
- Диалектика как учение о развитии. Основные законы диалектики
- Смысл и назначение человеческого бытия. Смерть и бессмертие
- Природа и сущность человека
- Сознание и бессознательное
- Мышление и язык
- Различают два вида языка: естественный и искусственный
- Проблема познаваемости мира
- Проблема истины в философии. Практика как критерий истины
- Специфика исторического процесса. Закономерное, случайное и стихийное в общественном развитии
- Общество как развивающаяся система. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества
- Общественное сознание и его структура
- Человек и общество. Концепция правового государства
- Роль культуры в человеческой истории. Значение культуры в современном мире
- Глобальные проблемы современности