3. Новопифагорейство. Пифагорействующии платонизм
В 4 в. до н. э. пифагорейство перестало существовать как особая философская школа. В последний период своей жизни Платон воспринял в свою систему некоторые элементы пифагореизма, которые представлялись ему наиболее — значительными. Это было учение о судьбах бессмертной души, взгляд на числа и вообще на математические величины и фигуры как на существенные элементы действительности, ряд космологических учений «Тимея». При этом учения, возникшие в пифагореизме из мистики, были введены Платоном в широкое связное целое.
Платоновского учения в пифагорейской окраске придерживались Спевсипп, ставший руководителем школы, и Ксенократ. Против окрашенного пифагореизмом платонизма выступил с критикой Аристотель. В дальнейшем философский успех перешел на сторону материалистических учений: эпикуреизма и стоицизма. Учение Платона утратило влияние, и сама Академия при Аркесилае и Карнеаде отклонилась от древнего платонизма в сторону скептицизма.
Пресечение научной традиции пифагореизма не означало, однако, его конечной гибели. Пифагорейские кружки и общины, в которых сохранялись религиозные учения пифагореизма, велась проповедь и вершилась практика нравственно чистой жизни, продолжали свое существование обычно в виде тайных союзов. Это тайное их существование длилось до поры, пока в обществе не возникла потребность в авторитете и в догме, опирающейся на религиозное откровение. Источником этого авторитета и догмы легко и естественно мог стать Пифагор, память о котором давно была овеяна легендой и который соединял обаяние и славу религиозного мудреца со славой ученого, проникшего в тайны природы и космоса.
Новые поклонники пифагореизма примкнули по сути к пифагорейской стороне учения Платона — к древней платоновской Академии, подчеркивая в ее учениях пифагорейские элементы. Это была реставрация скорее платонизма, чем пифагореизма. Новый пифагореизм стремится эклектически соединить с подлинным платонизмом ряд учений Ликея и Стои, которые в то время проникли в сознание эпохи. Этот новопифагореизм оказывает влияние на платонизм последующих веков вплоть до возникновения в III в. н. э. неоплатонизма в собственном смысле. Все построения этого периода обычно наливаются метафизическим учением о принципах, следуют за Аристотелем и стоиками в физике, космологии и логике, за Платоном и пифагорейцами — в учении о душе и завершаются аскетической проповедью «пифагорейского образа жизни» и религией загробного существования.
Религия эта — самая влиятельная черта рассматриваемого периода античной философии. В I в. н. э. видными деятелями новопифагореизма были Модерат из Гадеса и Аполлоний из Тианы. Выступив в роли «пророка» и «чудотворца», Аполлоний стремился воплотить в своей жизни пифагорейский идеал. Платоником пифагорействующего толка был также знаменитый автор работ биографического жанра — «Параллельных жизнеописаний» и сочинения «О догме Платона» Плутарх из Херонеи (48 — 120). Во II в. н. э. Гай, Альбин, Аттик также характеризуются эклектизмом и стремлением возвратиться к первоначальному, истинному платонизму.
Все эти философы согласно выступают против материализма. Вразрез с материалистическими учениями эпикуреизма и стоицизма они считают истинно-сущими только бестелесные сущности. Материя — нечто не-сущее, свою форму и сущность она получает лишь благодаря количественному ее определению, или исчислению. Символы метафизических и физических категорий — числа. Высших начал два: единица и неопределенная двоица. В них сказывается основная противоположность духа и материи, формы и вещества, начал активного и пассивного, совершенного и несовершенного. Единица — бытийное начало и символ блага, безусловного совершенства. Неопределенная двоица — бытийный источник всяческого несовершенства, беспорядочности и изменчивости. Некоторые новопифагорейцы прямо отождествили единицу с богом, а двоицу — с материей, другие видели в этих числах только неизменные и вечные первообразы. По этим первообразам бог — творец и движущая причина мира — упорядочивает существующую вне его материю и порождает из нее мир определенных существ.
При этом происходило разделение доктрины на два направления. Одни выводили материю, или неопределенную двоицу, из единицы, из первичного бытия как единственного истинно-сущего, другие считали оба эти начала — единицу и двоицу — одинаково первичными. Чем более склонны были некоторые новопифагорейцы понимать и определять материю как «нечто», целиком лишенное всяких свойств и определений, тем сильнее была потребность принять для объяснения присущего ей сопротивления особый источник — источник зла, который отличается от материи, но пребывает в ней. Так возникло у этой части платоников понятие о злой душе мира, которая изначально присутствует в материи и противоборствует божественному влиянию.
Все эти сторонники платонизма в его пифагорейском обличье признавали, по сути; четыре не сводимых друг к другу и несопоставимых начала: бестелесное начало формы, или числа; материальное начало; начало добра и порядка, существующего в мире; наконец, злую мировую душу — источник существующего в мире зла.
В истории этих учений обнаружилась нараставшая со временем тенденция к сглаживанию и устранению заключавшегося в них дуализма. Изначально тождественному разуму приписывались формы, которые рассматривались как его мысли, а материи — сопротивление порядку и порождение несовершенства. Однако эта противоположность между бестелесным совершенным началом и началом телесным, несовершенным, не сохранилась. Задачей сгладить и устранить противоположность задавалось с I в. н. э. все развитие платоновско-пифагорейской философии вплоть до Плотина и начавшегося с ним движения неоплатонизма.
Задача эта была в высшей степени трудна, а строго говоря — вполне безнадежна. Предстояло объяснить, каким образом бестелесное начало, или дух, может стать причиной изменения в начале материальном. Особенно трудной представлялась эта задача для мышления религиозно-этического, каким к этому времени стало почти сплошь мышление философское. Оставалось непонятным, каким образом бог — начало совершенства и чистоты — мог оказывать действие на несовершенную материю и проявлять в ней свои действия. Бог мыслится как единое бестелесное существо, он выше всех противоположностей, лишен всех свойств, мыслимых и выразимых средствами языка. Все его признаки могут мыслиться только как отрицательные, кроме лишь одного. (Этот единственный положительный признак — сила. Бог есть сила, способность создать из материи такой мир, каков наш. Понятие о боге становилось понятием о безусловно едином существе, но сохранение за ним понятия творящей силы возвращало ему по возможности все отнятые у него положительные признаки. Преодолеть остававшуюся здесь противоположность можно было лишь допустив, что между богом и миром стоит посредствующее звено. Это звено состоит не из гипостазированных сил, а из родовых «идей». «Идеи» — прообразы одноименных с ними единичных существ. Понятое таким образом посредствующее звено действительно представляет переход от единства к множеству, но оно не может быть средством для причинного объяснения природы. Постулируемый посредствующий мир должен быть одновременно единой и неизменной системой понятий и множеством действующих, движущихся сил, говоря иначе, быть одновременно и независимым и зависимым от бога.
- Асмус Валентин Фердинандович Античная философия Предисловие
- Древнегреческая философия как идеология рабовладельческого общества
- I. Ранняя философия древнегреческого Востока и Запада
- 1. Милетские материалисты Фалес
- Анаксимандр
- Анаксимен
- 2. Ксенофан
- 3. Пифагор и ранние пифагорейцы
- II. Философия в эпоху развития рабовладельческой демократии
- 1. Гераклит Эфесский
- 2. Элейская школа
- Парменид
- Физика Парменида
- Зенон из Элеи и его апории
- 3. Эмпедокл Жизнь и деятельность
- Философские взгляды и идеи
- Космология
- Биология
- 4. Анаксагор
- Исторические предпосылки
- Жизнь и деятельность
- Осуждение Анаксагора
- Учение о гомеомериях
- «Ум» Анаксагора
- Космология
- Учение о познании
- 5. Софистика
- Философия софистов
- III. Возникновение идеализма и атомистического материализма
- 1. Сократ и сократовские школы
- Проблема подлинности учения
- Формирование метода
- Диалектика Сократа
- Характеристика метода
- Отрицательная диалектика
- Рационалистическая тенденция в этике Сократа
- Сократовские школы
- 2. Пифагорейцы второй половины 5–4 вв. До н. Э
- Гармония противоположностей и космос
- 3. Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита
- Атомистический материализм
- Необходимость и случайность
- Космология и космогония
- Атомизм в математике
- Учение о познании
- Психология
- Вопрос о богах
- Учение о человеке и культуре
- Этика и политика
- IV. Платон
- 1. Жизнь и сочинения Платона
- Жизнь Платона
- Сочинения Платона
- 2. Учение Платона об «идеях» («видах»)
- «Идеи» и чувственный мир
- «Идея» как понятие
- 3. Теория познания Платона
- Анализ знания
- Диалектика знания
- Виды знания
- 4. Диалектика Платона
- Взаимопереход «идей»
- Закон непротиворечия
- Диалектика и чувственный мир
- 5. Теория «идей», космология и пифагорейское учение о числах
- Влияние пифагорейцев
- 6. Критика учения об «идеях» в «Пармениде» и «Софисте» Платона
- 7. Учение Платона об обществе и государстве
- Формы государства
- Идеальное государство
- Добродетели в государстве
- Социальный смысл утопии Платона
- Мнимый «коммунизм»
- 8. Платоновская Академия после Платона
- V. Аристотель
- 1. Жизнь и сочинения
- Сочинения Аристотеля
- 2. Критика учения Платона об «идеях» у Аристотеля
- 3. Онтология Аристотеля и учение об отношении между понятиями и чувственным бытием
- Форма и материя
- Учение о четырех причинах
- Перводвигатель
- 4. Физика и космология Аристотеля
- Учение о движении
- Физика элементов
- Телеология
- 5. Геоцентрическая система
- 6. Теория познания Аристотеля. Наука, искусство и опыт
- 7. Логика Аристотеля и его учение о методе
- «Диалектика» Аристотеля
- Теория достоверного познания. Определение и доказательство
- Недоказуемые элементы
- Метод установления исходных принципов науки
- «Энтимема»
- Научная база логики и теории познания Аристотеля
- 8. Силлогистика
- Отправные идеи
- Силлогизм как импликация
- Прочие идеи
- 9. Категории
- 10. Психология
- 11. Этика
- Добродетели
- Справедливость
- Этический идеал
- 12. Учение об обществе и государстве
- Сущность государства
- Структура общества
- Формы государства
- 13. Ликей, или перипатетическая школа после Аристотеля
- Философия эллинистической эпохи
- VI. Скептицизм
- Энесидем
- Агриппа
- Секст Эмпирик
- Сочинения Секста
- Попытки Секста отмежевать скептицизм от других учений
- Оценка античного скептицизма Гегелем
- VII. Материализм Эпикура
- Жизнь и сочинения Эпикура
- Задача философии
- Маркс о различии Эпикура и Демокрита
- Каноника Эпикура
- Физика Эпикура
- Этика Эпикура
- Воззрения Эпикура на происхождение языка
- Значение философии Эпикура
- VIII. Материализм в Древнем Риме. Лукреций Кар
- Тит Лукреций Кар
- IX. Греческий стоицизм
- Человек и общество
- Теория познания
- Онтология
- Господство судьбы
- Теодицея
- Свобода
- Космология
- X. Стоицизм в Древнем Риме
- 1. Панэций
- 2. Посидоний
- 3. Сенека
- 4. Римский эклектизм
- Цицерон
- Марк Теренцнй Варрон
- Эпиктет
- Марк Аврелий
- XI. Продолжатели идеалистической традиции
- 1. Средняя и новая Академия Аркесилай
- Карнеад
- 2. Критика скептицизма в новой Академии
- 3. Новопифагорейство. Пифагорействующии платонизм
- 4. Филон из Александрии
- XII. Неоплатонизм
- 1. Плотин
- Исходные понятия
- Учение о знании
- Материя
- Душа человека
- 2. Порфирий
- 3. Дальнейшая судьба античного неоплатонизма в IV и V вв. Н. Э. Cирийская школа
- 4. Прокл
- Заключение
- Цитируемая литература