1. Плотин
Плотин — последний великий оригинальный философ античного идеализма. В сравнении с ним даже Прокл, завершающий развитие школы неоплатонизма, — скорее искусный виртуозный систематизатор, комментатор, аналитик, чем самобытный творец. По силе дарования Плотин приближается к самым крупным мыслителям классического периода греческой философии, от которого его отделяет больше чем полтысячи лет. Однако атмосфера, в которой он воспитался как философ, и атмосфера его собственной мысли характеризуется уже некоторыми чертами спада, о котором сказано выше. Плотин — больше религиозный мистик, теософ, чем философ или ученый. В широком смысле слова он — уже явление декаданса, а не расцвета, несмотря на все его огромное дарование и усилия привести к синтезу результаты развития античной философии, протекавшего в системах Платона, Аристотеля и стоиков. Плотин родился в Ликополе, в Нижнем Египте. Молодые свои годы он провел в одном из крупнейших в то время центров культуры и науки — в Александрии. Здесь он получил основательное образование у философа Аммония Саккаса, учеником которого был Ориген, один из учителей христианской церкви. Аммоний Саккас пытался согласовать учения Платона и Аристотеля.
Плотин участвовал в неудачном персидском походе римского императора Гордиана, вернулся в Аитиохию, а после 244 г. поселился в Риме. Здесь вокруг него сложился кружок последователей из различных слоев общества, пестрый по национальному составу и объединенный благоговейным отношением к учителю.
После долгих лет устного преподавания, будучи уже немолодым, Плотин начал записывать изложение своей философской системы. Сочинения Плотина были отредактированы, сгруппированы и изданы Порфирием. Он разделил их на шесть отделов по девять частей в каждом. От греческого слова «девятка», «эннеада», произошло название этого собрания — «Эннеады».
- Асмус Валентин Фердинандович Античная философия Предисловие
- Древнегреческая философия как идеология рабовладельческого общества
- I. Ранняя философия древнегреческого Востока и Запада
- 1. Милетские материалисты Фалес
- Анаксимандр
- Анаксимен
- 2. Ксенофан
- 3. Пифагор и ранние пифагорейцы
- II. Философия в эпоху развития рабовладельческой демократии
- 1. Гераклит Эфесский
- 2. Элейская школа
- Парменид
- Физика Парменида
- Зенон из Элеи и его апории
- 3. Эмпедокл Жизнь и деятельность
- Философские взгляды и идеи
- Космология
- Биология
- 4. Анаксагор
- Исторические предпосылки
- Жизнь и деятельность
- Осуждение Анаксагора
- Учение о гомеомериях
- «Ум» Анаксагора
- Космология
- Учение о познании
- 5. Софистика
- Философия софистов
- III. Возникновение идеализма и атомистического материализма
- 1. Сократ и сократовские школы
- Проблема подлинности учения
- Формирование метода
- Диалектика Сократа
- Характеристика метода
- Отрицательная диалектика
- Рационалистическая тенденция в этике Сократа
- Сократовские школы
- 2. Пифагорейцы второй половины 5–4 вв. До н. Э
- Гармония противоположностей и космос
- 3. Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита
- Атомистический материализм
- Необходимость и случайность
- Космология и космогония
- Атомизм в математике
- Учение о познании
- Психология
- Вопрос о богах
- Учение о человеке и культуре
- Этика и политика
- IV. Платон
- 1. Жизнь и сочинения Платона
- Жизнь Платона
- Сочинения Платона
- 2. Учение Платона об «идеях» («видах»)
- «Идеи» и чувственный мир
- «Идея» как понятие
- 3. Теория познания Платона
- Анализ знания
- Диалектика знания
- Виды знания
- 4. Диалектика Платона
- Взаимопереход «идей»
- Закон непротиворечия
- Диалектика и чувственный мир
- 5. Теория «идей», космология и пифагорейское учение о числах
- Влияние пифагорейцев
- 6. Критика учения об «идеях» в «Пармениде» и «Софисте» Платона
- 7. Учение Платона об обществе и государстве
- Формы государства
- Идеальное государство
- Добродетели в государстве
- Социальный смысл утопии Платона
- Мнимый «коммунизм»
- 8. Платоновская Академия после Платона
- V. Аристотель
- 1. Жизнь и сочинения
- Сочинения Аристотеля
- 2. Критика учения Платона об «идеях» у Аристотеля
- 3. Онтология Аристотеля и учение об отношении между понятиями и чувственным бытием
- Форма и материя
- Учение о четырех причинах
- Перводвигатель
- 4. Физика и космология Аристотеля
- Учение о движении
- Физика элементов
- Телеология
- 5. Геоцентрическая система
- 6. Теория познания Аристотеля. Наука, искусство и опыт
- 7. Логика Аристотеля и его учение о методе
- «Диалектика» Аристотеля
- Теория достоверного познания. Определение и доказательство
- Недоказуемые элементы
- Метод установления исходных принципов науки
- «Энтимема»
- Научная база логики и теории познания Аристотеля
- 8. Силлогистика
- Отправные идеи
- Силлогизм как импликация
- Прочие идеи
- 9. Категории
- 10. Психология
- 11. Этика
- Добродетели
- Справедливость
- Этический идеал
- 12. Учение об обществе и государстве
- Сущность государства
- Структура общества
- Формы государства
- 13. Ликей, или перипатетическая школа после Аристотеля
- Философия эллинистической эпохи
- VI. Скептицизм
- Энесидем
- Агриппа
- Секст Эмпирик
- Сочинения Секста
- Попытки Секста отмежевать скептицизм от других учений
- Оценка античного скептицизма Гегелем
- VII. Материализм Эпикура
- Жизнь и сочинения Эпикура
- Задача философии
- Маркс о различии Эпикура и Демокрита
- Каноника Эпикура
- Физика Эпикура
- Этика Эпикура
- Воззрения Эпикура на происхождение языка
- Значение философии Эпикура
- VIII. Материализм в Древнем Риме. Лукреций Кар
- Тит Лукреций Кар
- IX. Греческий стоицизм
- Человек и общество
- Теория познания
- Онтология
- Господство судьбы
- Теодицея
- Свобода
- Космология
- X. Стоицизм в Древнем Риме
- 1. Панэций
- 2. Посидоний
- 3. Сенека
- 4. Римский эклектизм
- Цицерон
- Марк Теренцнй Варрон
- Эпиктет
- Марк Аврелий
- XI. Продолжатели идеалистической традиции
- 1. Средняя и новая Академия Аркесилай
- Карнеад
- 2. Критика скептицизма в новой Академии
- 3. Новопифагорейство. Пифагорействующии платонизм
- 4. Филон из Александрии
- XII. Неоплатонизм
- 1. Плотин
- Исходные понятия
- Учение о знании
- Материя
- Душа человека
- 2. Порфирий
- 3. Дальнейшая судьба античного неоплатонизма в IV и V вв. Н. Э. Cирийская школа
- 4. Прокл
- Заключение
- Цитируемая литература