«Идея» как понятие
Мы видели в понятии об «идее» у Платона то, что делает «идею» 1) причиной, или источником бытия, их свойств и их отношений; 2) образцом, взирая на который демиург творит мир вещей; 3) целью, к которой, как к верховному благу, стремится все существующее.
Но есть в платоновском понятии об «идее» и еще одна, и притом чрезвычайно важная, сторона. «Идея» Платона сближается со смыслом, который это слово — под прямым влиянием Платона — получило в обычном обиходе языка у цивилизованных народов. В этом своем значении «идея» Платона — уже не само бытие, а соответствующее бытию понятие о нем, мысль о нем. Это обычный смысл слова «идея» в нашем мышлении и в нашей речи, где «идея» значит именно понятие, замысел, руководящий принцип, мысль и т. п. У Платона на первый план выступило онтологическое и телеологическое значение слова «идея» в разъясненном выше смысле. Но так как по убеждению Платона, различию видов бытия строго соответствует различие видов познания, направленного на бытие, то в плане познания «идее», т. е. истинно сущему бытию, соответствует понятие об этом бытии. В этом гносеологическом и логическом смысле «идея» Платона есть общее, или родовое, понятие о сущности мыслимого предмета.
В плане познания бытия и сущностей бытия Платон называет понятия, или идеи, относящиеся ко многим вещам, «родами» и «видами». «Виды» получаются из «родов» в результате разделения «рода», т. е. разделения его полного объема. В деле познания возникает задача — постигнуть единый прообраз многих вещей данного разряда, т. е. постигнуть их «род» и «виды» этого рода. Другая постоянно возникающая задача — исследование вопроса о том, какие «роды» согласуются друг с другом и какие не согласуются. Для решения этих вопросов необходимо, по Платону, особое и притом высшее искусство, которое, как мы увидим далее, он называет «диалектикой». Смысл платоновского термина отнюдь не совпадает с нашим современным смыслом этого же слова. Собственно говоря, «диалектика» Платона — искусство делить предметы (и понятия о предметах) на роды, а внутри рода различать его виды [см. Софист, 253 D — Е].
Так как, по Платону, в результате правильного определения рода и правильного разделения рода на виды достигается усмотрение сущностей, то Платон называет «диалектику» наукой о сущем. Диалектика, как говорит Платон в «Государстве», есть созерцание самих сущностей, а не одних лишь теней сущностей [см. Госуд., VII, 232 С; 534 В]. Понятая в этом смысле «диалектика» Платона есть двойной метод. Это, во-первых, метод восхождения через гипотезы до идей или до начал. Другими словами, это метод отыскивания во многом одного, или общего; будучи достигнуто, отыскание единого и общего приводит душу к тому, что в понятии, или посредством понятия, душа созерцает самую «идею» в онтологическом смысле слова «идея». Во-вторых, «диалектика» Платона — метод нисхождения, идущего от начал, т. е. метод деления родов на виды.
Характеристика двойного метода «диалектики» развита в «Федре». Здесь первый метод (метод восхождения к «идее») называется соединением, так как множество разъединенных вещей он подводит под одну идею. Второй метод (метод нисхождения от родов к видам) называется здесь делением [см. Федр, 249 В — С; 265 D — 266 В; 277 В; Госуд., VI 511 В; там же, VII 533].
- Асмус Валентин Фердинандович Античная философия Предисловие
- Древнегреческая философия как идеология рабовладельческого общества
- I. Ранняя философия древнегреческого Востока и Запада
- 1. Милетские материалисты Фалес
- Анаксимандр
- Анаксимен
- 2. Ксенофан
- 3. Пифагор и ранние пифагорейцы
- II. Философия в эпоху развития рабовладельческой демократии
- 1. Гераклит Эфесский
- 2. Элейская школа
- Парменид
- Физика Парменида
- Зенон из Элеи и его апории
- 3. Эмпедокл Жизнь и деятельность
- Философские взгляды и идеи
- Космология
- Биология
- 4. Анаксагор
- Исторические предпосылки
- Жизнь и деятельность
- Осуждение Анаксагора
- Учение о гомеомериях
- «Ум» Анаксагора
- Космология
- Учение о познании
- 5. Софистика
- Философия софистов
- III. Возникновение идеализма и атомистического материализма
- 1. Сократ и сократовские школы
- Проблема подлинности учения
- Формирование метода
- Диалектика Сократа
- Характеристика метода
- Отрицательная диалектика
- Рационалистическая тенденция в этике Сократа
- Сократовские школы
- 2. Пифагорейцы второй половины 5–4 вв. До н. Э
- Гармония противоположностей и космос
- 3. Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита
- Атомистический материализм
- Необходимость и случайность
- Космология и космогония
- Атомизм в математике
- Учение о познании
- Психология
- Вопрос о богах
- Учение о человеке и культуре
- Этика и политика
- IV. Платон
- 1. Жизнь и сочинения Платона
- Жизнь Платона
- Сочинения Платона
- 2. Учение Платона об «идеях» («видах»)
- «Идеи» и чувственный мир
- «Идея» как понятие
- 3. Теория познания Платона
- Анализ знания
- Диалектика знания
- Виды знания
- 4. Диалектика Платона
- Взаимопереход «идей»
- Закон непротиворечия
- Диалектика и чувственный мир
- 5. Теория «идей», космология и пифагорейское учение о числах
- Влияние пифагорейцев
- 6. Критика учения об «идеях» в «Пармениде» и «Софисте» Платона
- 7. Учение Платона об обществе и государстве
- Формы государства
- Идеальное государство
- Добродетели в государстве
- Социальный смысл утопии Платона
- Мнимый «коммунизм»
- 8. Платоновская Академия после Платона
- V. Аристотель
- 1. Жизнь и сочинения
- Сочинения Аристотеля
- 2. Критика учения Платона об «идеях» у Аристотеля
- 3. Онтология Аристотеля и учение об отношении между понятиями и чувственным бытием
- Форма и материя
- Учение о четырех причинах
- Перводвигатель
- 4. Физика и космология Аристотеля
- Учение о движении
- Физика элементов
- Телеология
- 5. Геоцентрическая система
- 6. Теория познания Аристотеля. Наука, искусство и опыт
- 7. Логика Аристотеля и его учение о методе
- «Диалектика» Аристотеля
- Теория достоверного познания. Определение и доказательство
- Недоказуемые элементы
- Метод установления исходных принципов науки
- «Энтимема»
- Научная база логики и теории познания Аристотеля
- 8. Силлогистика
- Отправные идеи
- Силлогизм как импликация
- Прочие идеи
- 9. Категории
- 10. Психология
- 11. Этика
- Добродетели
- Справедливость
- Этический идеал
- 12. Учение об обществе и государстве
- Сущность государства
- Структура общества
- Формы государства
- 13. Ликей, или перипатетическая школа после Аристотеля
- Философия эллинистической эпохи
- VI. Скептицизм
- Энесидем
- Агриппа
- Секст Эмпирик
- Сочинения Секста
- Попытки Секста отмежевать скептицизм от других учений
- Оценка античного скептицизма Гегелем
- VII. Материализм Эпикура
- Жизнь и сочинения Эпикура
- Задача философии
- Маркс о различии Эпикура и Демокрита
- Каноника Эпикура
- Физика Эпикура
- Этика Эпикура
- Воззрения Эпикура на происхождение языка
- Значение философии Эпикура
- VIII. Материализм в Древнем Риме. Лукреций Кар
- Тит Лукреций Кар
- IX. Греческий стоицизм
- Человек и общество
- Теория познания
- Онтология
- Господство судьбы
- Теодицея
- Свобода
- Космология
- X. Стоицизм в Древнем Риме
- 1. Панэций
- 2. Посидоний
- 3. Сенека
- 4. Римский эклектизм
- Цицерон
- Марк Теренцнй Варрон
- Эпиктет
- Марк Аврелий
- XI. Продолжатели идеалистической традиции
- 1. Средняя и новая Академия Аркесилай
- Карнеад
- 2. Критика скептицизма в новой Академии
- 3. Новопифагорейство. Пифагорействующии платонизм
- 4. Филон из Александрии
- XII. Неоплатонизм
- 1. Плотин
- Исходные понятия
- Учение о знании
- Материя
- Душа человека
- 2. Порфирий
- 3. Дальнейшая судьба античного неоплатонизма в IV и V вв. Н. Э. Cирийская школа
- 4. Прокл
- Заключение
- Цитируемая литература