15. Измерение в психологии
Первые измерительные процедуры – Вебер, Фехнер.
Измерение – приписывание числовых форм измеряемым объектам по определенным правилам, в результате чего создается шкала измерения.
Шкала – способ нахождения соответствия между символами и объектами, правило замены эмпирических объектов символами.
4 способа замены реальных объектов символами:
- отношения (шкалы) наименований
- шкалы порядка
- шкалы интервалов
- шкалы отношений.
1. шкала наименований (номинальная, именующая шкала). Сугубо качественная отделяет одно от другого. Классифицирует объекты.
2. порядковая (ординальная) шкала. Шкала приписывания объекту числа, как метки, и установление между числами-метками различия в один класс или ранг. В шкале порядка о величине различий мы ничего не говорим о разнице.
Большинство психологических исследований – по шкале порядка.
3. шкала интервалов. Приписывает объектам значение кардиальных чисел, то есть собственно количественные значения. Задает конкретные измеряемые интервалы между объектами.
Самая распространенная шкала вне психологии.
4. шкала отношений. Самая верхняя, самая мощная. Шкала отношений позволяет определить равенство, ранговый порядок величин, равенство интервалов и отношения между величинами.
Каждая следующая шкала включает возможности предыдущей. Только в этой шкале есть понятие абсолютного нуля, то есть отсутствия измеряемого качества. Шкала массы, длины.
- 1. Наука как форма познания. Отличительные особенности научного знания. Теория как высшая форма научного знания
- 2. Парадигма как форма существования научного знания.
- 3. Общенаучный метод. Индуктивный научный метод. Гипотетико-дедуктивный научный метод.
- 4. Гипотеза исследования. Типы гипотез. Виды гипотез. Строение гипотезы. Виды стратегий проверки научных гипотез (подтверждение (джастификация) и опровержение (фальсификация))
- 5. Понятие «переменная». Виды переменных
- 6. Научное исследование (определение). Типология исследования: доэксперимент, квазиэксперимент, истинный эксперимент. Цели, гипотезы, особенности дизайна
- 7. Виды квазиэксперимента
- 8. Кросскультурное исследование, его цели, требования к его организации.
- 9. Выборка в психологическом исследовании. Свойства выборки. Способы создания выборки. Строение выборки. Контрольная группа в психологическом исследовании
- 10. Дизайн (план) психологического исследования. Виды планов
- 11. Безупречный эксперимент.
- 12. Репрезентативность исследования.
- 13. Надежность исследования
- 14. Валидность исследования
- 15. Измерение в психологии
- 16. Наблюдение как метод исследования
- 17. Эксперимент как метод исследования
- 18. Коммуникативные эффекты в психологическом исследовании
- Эффекты экспериментатора
- 2. Эффекты испытуемых
- 19. Научный факт: формирование, содержание. Квазифакт. Артефакт