2. Эффекты испытуемых
- строит предположения
- выработка стратегии
- … (??)
Инструкция – один из видов контроля эффектов испытуемых, произносится, чтобы активировать определенные свойства, побуждает к определенной деятельности. У «добровольцев» в подавляющем большинстве интеллектуальное развитие выше.
«Испорченные» испытуемые – те, кто знает о содержании методики и о желательных результатов. «наивные» испытуемые - ???
Эффекты испытуемых:
- эффект плацебо – в отсутствии воздействия испытуемый реагирует также как и при наличии воздействия
- эффект Хоторна (эффект Мейо) – изменение поведения и продуктивности испытуемых под влиянием отношения к участию в исследовании (меняется в социально-желательную сторону)
- эффект аудитории – присутствие внешнего наблюдателя изменяет деятельность испытуемого. На ком-то сказывается благоприятно, на ком-то нет.
Контроль эффектов:
- метод слепого опыта. Испытуемый не знает гипотезы, группы, в которой он участвует, и т.д.
- метод двойного слепого опыта. Где есть воздействие, а где нет, не знает ни испытуемый, ни экспериментатор.
- дезинформирование испытуемых о целях и задачах исследования
- скрытое исследование. Испытуемые не знают, что они участвуют в исследовании.
НО – дезинформирование и скрытое исследование грубо нарушают этические нормы.
Этические принципы психологического исследования:
- не навреди (психолог – испытуемый)
- не наври, не искази (психолог – научное сообщество)
- информирование испытуемых о всех аспектах исследования и получение согласия от испытуемого
- испытуемый имеет право уйти в любой момент (обязательно перед началом исследования проинформировать об этом)
- исследование не должно быть травмирующим (испытуемый должен знать, что ему будет комфортно и он не занизит свой психологический статус)
- предотвращение всеобщей доступности содержания методик
- анонимность эмпирических результатов
- обратная связь с испытуемым
- во взаимодействии с испытуемым психолог не может превышать своей компетентности (если не знаешь – направь к другому специалисту)
- при работе с ребенком необходимо получить разрешение у родителей
- при работе с животными – ответственность за них.
- 1. Наука как форма познания. Отличительные особенности научного знания. Теория как высшая форма научного знания
- 2. Парадигма как форма существования научного знания.
- 3. Общенаучный метод. Индуктивный научный метод. Гипотетико-дедуктивный научный метод.
- 4. Гипотеза исследования. Типы гипотез. Виды гипотез. Строение гипотезы. Виды стратегий проверки научных гипотез (подтверждение (джастификация) и опровержение (фальсификация))
- 5. Понятие «переменная». Виды переменных
- 6. Научное исследование (определение). Типология исследования: доэксперимент, квазиэксперимент, истинный эксперимент. Цели, гипотезы, особенности дизайна
- 7. Виды квазиэксперимента
- 8. Кросскультурное исследование, его цели, требования к его организации.
- 9. Выборка в психологическом исследовании. Свойства выборки. Способы создания выборки. Строение выборки. Контрольная группа в психологическом исследовании
- 10. Дизайн (план) психологического исследования. Виды планов
- 11. Безупречный эксперимент.
- 12. Репрезентативность исследования.
- 13. Надежность исследования
- 14. Валидность исследования
- 15. Измерение в психологии
- 16. Наблюдение как метод исследования
- 17. Эксперимент как метод исследования
- 18. Коммуникативные эффекты в психологическом исследовании
- Эффекты экспериментатора
- 2. Эффекты испытуемых
- 19. Научный факт: формирование, содержание. Квазифакт. Артефакт