logo
31_03_EP

2. Эффекты испытуемых

- строит предположения

- выработка стратегии

- … (??)

Инструкция – один из видов контроля эффектов испытуемых, произносится, чтобы активировать определенные свойства, побуждает к определенной деятельности. У «добровольцев» в подавляющем большинстве интеллектуальное развитие выше.

«Испорченные» испытуемые – те, кто знает о содержании методики и о желательных результатов. «наивные» испытуемые - ???

Эффекты испытуемых:

- эффект плацебо – в отсутствии воздействия испытуемый реагирует также как и при наличии воздействия

- эффект Хоторна (эффект Мейо) – изменение поведения и продуктивности испытуемых под влиянием отношения к участию в исследовании (меняется в социально-желательную сторону)

- эффект аудитории – присутствие внешнего наблюдателя изменяет деятельность испытуемого. На ком-то сказывается благоприятно, на ком-то нет.

Контроль эффектов:

- метод слепого опыта. Испытуемый не знает гипотезы, группы, в которой он участвует, и т.д.

- метод двойного слепого опыта. Где есть воздействие, а где нет, не знает ни испытуемый, ни экспериментатор.

- дезинформирование испытуемых о целях и задачах исследования

- скрытое исследование. Испытуемые не знают, что они участвуют в исследовании.

НО – дезинформирование и скрытое исследование грубо нарушают этические нормы.

Этические принципы психологического исследования:

- не навреди (психолог – испытуемый)

- не наври, не искази (психолог – научное сообщество)

- информирование испытуемых о всех аспектах исследования и получение согласия от испытуемого

- испытуемый имеет право уйти в любой момент (обязательно перед началом исследования проинформировать об этом)

- исследование не должно быть травмирующим (испытуемый должен знать, что ему будет комфортно и он не занизит свой психологический статус)

- предотвращение всеобщей доступности содержания методик

- анонимность эмпирических результатов

- обратная связь с испытуемым

- во взаимодействии с испытуемым психолог не может превышать своей компетентности (если не знаешь – направь к другому специалисту)

- при работе с ребенком необходимо получить разрешение у родителей

- при работе с животными – ответственность за них.