9. Выборка в психологическом исследовании. Свойства выборки. Способы создания выборки. Строение выборки. Контрольная группа в психологическом исследовании
[конспект из контакта] Выборка – группа испытуемых, участвующая в исследовании.
Испытуемые – объекты, участвующие в исследовании.
Выборка – группа испытуемых, принимающих участие в исследовании и выделенных из целого (ГС) с помощью определенной процедуры.
Контрольная совокупность – объекты, обладающие психикой (в психологии вообще). Множество объектов, значимых для научной области в исследовании. Потенциально бесконечна. [оО]
Выборка определяется предметом и гипотезой исследования.
Критерии выборки: репрезентативность, однородность, случайность.
Репрезентативность – соответствие выборки по важным (ключевым) признакам генеральной совокупности.
Объем выборки – также как и испытуемые влияет на репрезентативность выборки. Определяется математическими критериями.
Экспериментальная смертность (?) – выбывание испытуемых из исследования.
Однородность – выборка с отсутствием чужеродных для ГС элементов.
Выборка создается случайно, благодаря чему она репрезентативна и однородна.
Случайно – закономерно составлена математически случайным образом, рандомизирована. Каждый член ГС имеет равную вероятность попасть в выборку.
Беспорядочный отбор – отбор по субъективному предпочтению.
Стратегии создания выборки (основное, может подразделяться):
- рандомизация
- стратификация
- использование естественных групп
Стратифицированный отбор. В отдельных стратах однородные выборки.
Квазимеханический отбор (случайный) на примере школьников Москвы: пронумеровать всех школьников, разделить на страты (лицеи, гимназии), отобразить в процентном соотношении (10%, 10%)
Использование естественных групп. Самая простая и нежелательная стратегия. Доступные испытуемые не рандомизированы. Выборка искажена. Отбор по субъективному предпочтению.
Популяция (??) – часть ГС реально существующих групп.
Строение выборки
Экспериментальная и контрольная группы нужны, чтобы контролировать переменные.
ЭГ – группа, в которой происходит воздействие независимой переменной.
КГ – группа, в которой нет независимой переменной.
Зависимые переменные могут быть равны, могут – неравны.
ЭГ и КГ должны быть эквивалентны по всем признакам, кроме того, который проверяется. Эквивалентность нужна для уверенности, что влияет именно этот, проверяемый, параметр.
Смещение НП и ВП – источник самого большого искажения результатов в исследовании.
Достижение эквивалентности (однородности):
- рандомизация выборки (между ЭГ и КГ тоже)
- попарный отбор (подбор пар испытуемых абсолютно уравненных)
- ???
Индивидуальная особенность (как ВП) – самое сложное для исследования. Количество групп определяется количеством исследуемых (контролируемых) признаков.
- 1. Наука как форма познания. Отличительные особенности научного знания. Теория как высшая форма научного знания
- 2. Парадигма как форма существования научного знания.
- 3. Общенаучный метод. Индуктивный научный метод. Гипотетико-дедуктивный научный метод.
- 4. Гипотеза исследования. Типы гипотез. Виды гипотез. Строение гипотезы. Виды стратегий проверки научных гипотез (подтверждение (джастификация) и опровержение (фальсификация))
- 5. Понятие «переменная». Виды переменных
- 6. Научное исследование (определение). Типология исследования: доэксперимент, квазиэксперимент, истинный эксперимент. Цели, гипотезы, особенности дизайна
- 7. Виды квазиэксперимента
- 8. Кросскультурное исследование, его цели, требования к его организации.
- 9. Выборка в психологическом исследовании. Свойства выборки. Способы создания выборки. Строение выборки. Контрольная группа в психологическом исследовании
- 10. Дизайн (план) психологического исследования. Виды планов
- 11. Безупречный эксперимент.
- 12. Репрезентативность исследования.
- 13. Надежность исследования
- 14. Валидность исследования
- 15. Измерение в психологии
- 16. Наблюдение как метод исследования
- 17. Эксперимент как метод исследования
- 18. Коммуникативные эффекты в психологическом исследовании
- Эффекты экспериментатора
- 2. Эффекты испытуемых
- 19. Научный факт: формирование, содержание. Квазифакт. Артефакт