5. Понятие «переменная». Виды переменных
[конспект] Переменная – это любая характеристика реальности, которая может изменяться и может быть измерена. Это важнейшая категория при описании исследования.
В психологическом исследовании существует 3 вида переменных:
- независимые
- зависимые
- внешние
Независимая переменная (НП) – управляемый, активно изменяемый исследователем фактор экспериментальной ситуации. НП – это то, что задано исследователем. Она не зависит от испытуемых.
У НП 3 роли. Самая главная – предполагаемая причина (из гипотезы) исследуемого явления (психологической реальности).
2 роль – объект изменения, объект манипуляции исследования. Она – то, чему задаются разные уровни.
3 роль – это основание для создания выборки. Это могут быть:
- характеристики заданий (задачи на креативность),
- параметры ситуаций (разное время суток),
- социально-психологические характеристики (появление ректора в аудитории),
- особенности взаимодействия экспериментатора и испытуемого (разный тип преподавания),
- организменные переменные (особенности нас, как живого тела).
Зависимая переменная (ЗП) – фактор, изменяющийся под влиянием НП.
Роль: предполагаемого следствия.
Факторы вербального и невербального поведения (медленное/быстрое решение задачи, хорошее/плохое усвоение материала). Изменения – те, что мы фиксируем и анализируем.
Внешние переменные (ВП) – это факторы, которые могут влиять на изучаемый процесс, не входя в гипотетические отношения между НП и ЗП, поэтому их следует контролировать. Управлять ими никто не может, то есть не воздействует ими на испытуемого.
Определение эксперимента в терминах переменных.
Экспериментировать – значит выявлять влияние НП на ЗП, варьируя НП и регистрируя изменения ЗП при контролируемых ВП.
- это истинный эксперимент. Только там есть полный ассортимент. В доэксперименте: переменных и причинно-следственной связи почти нет. В квазиэксперименте: нет причин и следствия, НП и ЗП не играют роли, оставаясь метками. Роль меток – для определения группы по НП.
- 1. Наука как форма познания. Отличительные особенности научного знания. Теория как высшая форма научного знания
- 2. Парадигма как форма существования научного знания.
- 3. Общенаучный метод. Индуктивный научный метод. Гипотетико-дедуктивный научный метод.
- 4. Гипотеза исследования. Типы гипотез. Виды гипотез. Строение гипотезы. Виды стратегий проверки научных гипотез (подтверждение (джастификация) и опровержение (фальсификация))
- 5. Понятие «переменная». Виды переменных
- 6. Научное исследование (определение). Типология исследования: доэксперимент, квазиэксперимент, истинный эксперимент. Цели, гипотезы, особенности дизайна
- 7. Виды квазиэксперимента
- 8. Кросскультурное исследование, его цели, требования к его организации.
- 9. Выборка в психологическом исследовании. Свойства выборки. Способы создания выборки. Строение выборки. Контрольная группа в психологическом исследовании
- 10. Дизайн (план) психологического исследования. Виды планов
- 11. Безупречный эксперимент.
- 12. Репрезентативность исследования.
- 13. Надежность исследования
- 14. Валидность исследования
- 15. Измерение в психологии
- 16. Наблюдение как метод исследования
- 17. Эксперимент как метод исследования
- 18. Коммуникативные эффекты в психологическом исследовании
- Эффекты экспериментатора
- 2. Эффекты испытуемых
- 19. Научный факт: формирование, содержание. Квазифакт. Артефакт