Философия 17 века: рационализм и эмпиризм.
1. Рационализм. Декарт, Спиноза, Лейбниц.
2. Эмпиризм. Френсис Бэкон, Гоббс, Локк.
Эмпиризм — направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)", "знание — сила". Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США.
Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон.
Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США).
Эмпиристы, как правило, были оппонентами рационалистов.
Рационализм – философское воззрение, признающее разум (мышление) источником
познания и критерием его истинности. Западная философия Нового времени
открывает следующий период в развитии философской мысли. Этот период в
жизни общества характеризуется разложением феодализма, зарождением и
развитием капитализма что связано с прогрессом в экономике, техники, ростом
производительности труда. Происходят существенные преобразования в
социальной сфере, в сфере политики. Меняется сознание людей и мировоззрение
в целом. Своим развитием философия Нового времени обязана отчасти
углубленным изучением природы, отчасти все более усиливающимся соединением
математики с естествознанием. Благодаря развитию этих наук принципы
научного мышления распространились за пределы отдельных отраслей и
собственно философии.
Ф.БЭКОН. Первым философом , сознательно поставившим перед собой задачу
разработки научного метода на основе материалистического понимания природы,
был Ф.Бэкон (1561 - 1626). Естествознание - истинная наука, а физика,
опирающаяся на чувственный опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства
непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука и
состоит в применении рационализма. метода к чувственным данным. Индукция,
анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть главные условия
рационального. метода. Главный труд - “Новый Органон”. В этом произведении
Бэкон сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому
пониманию, на котором. основан “Органон” Аристотеля. До сих пор открытия
делались случайно. Их было бы больше, если бы исследователи были вооружены
правильным методом. Метод - это путь, главное средство исследования. К нему
относятся орудия, совершенная способность нашего восприятия, и орудия,
совершенное саму человеку - мысль. Науку расширяет не пассивное созерцание,
а эксперимент, т.е активное испытание природы. Главное условие прогресса
знания - совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой
которой. является правильная индукция. До Бэкона философы, писавшие о
индукции обращали внимание на те случаи, которые подтверждают доказываемые
положения. Бэкон подчеркнул значение тех случаев, которые опровергают
обобщение, противоречат ему. Это так называемые отрицательные инстанции.
Р.ДЭКАРТ. Родился в 1596 г во Франции в семье дворянина. Служил в армии.
Много путешествовал. Долгие годы жил в Нидерландах, где занимался научной
деятельностью. В 1649г. переселился в Стокгольме, где и умер в 1650г.
Основная черта философского мировоззрения - дуализм. Дэкарт допускает два
независимых друг от друга первоначала: мыслящую субстанцию и материальную
“протяженную субстанцию”. В границах его физики материя представляет собой
единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же
время в психологии, теории познания, в учении о бытии Дэкарт - идеалист. В
теоретическом познании Дэкарт объявляет самой достоверной истиной истину о
существовании сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я существую”. В
учении о бытии он не только признает существование духовной субстанции, но
и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает
бог. Декарт - выдающийся ученый. Он творец аналитической геометрии, ввел
метод координат, владел понятием о функции. От Декарта ведет начало
система алгебраических обозначений. В механике Д. указал на относительность
движения и покоя, сформулировал закон действия и противодействия, а также
закон сохранения полного количества движения при сооударении двух неупругих
тел. Дэкарт отождествлял материю с протяжением, или пространством, считая,
что чувственно воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е
объективно не существуют. Выводы из этого: мировая материя (пространство)
беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. Сводит все
качественное разнообразие природных явлений : 1) к материи и 2) к ее
движению. В познании главную роль играет разум - рационализм. Дэкарт
полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. В
процессе познания исключительное место отвел дедукции. Исходные положения -
аксиомы. В логической цепи дедукции, за аксиомами, каждое следующее звено
достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна
сила памяти. Поэтому непосредственное очевидные исходные положения, или
интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждением дедукции.
БЕНЕДИКТ СПИНОЗА.(материалист) - (1632 - 1677). Родился в Амстердаме в
еврейской семье. Знакомство Спинозы с идеями Декарта привело к разрыву с
иудаизмом. Спиноза был отлучен от общины и вынужден был поживать в среде
сектантов и добывать свой хлеб шлифовкой линз для телескопов. Умер от
туберкулеза. Основная цель философии - завоевание господства над внешней
природой. Развивая эти идеи предшественников он дополнил их учением о
свободе. Спиноза учил, что сущность лишь одна субстанция - природа, которая
является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой
творящей, а с другой - природой сотворенной. Как природа творящая она есть
субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя природа и бога, Спиноза
отрицает существование сверхприродного существа, растворяет бога в природе
и тем самым обосновывает материалистическое понимание природы. Обосновывает
важное различие между сущностью и существованием. Бытие субстанции
одновременно и необходимо и свободно т.к. не существует никакой причины,
которая побуждала бы субстанцию к действию, кроме ее собственной сущности.
Единичная вещь не следует из субстанции, как из своей ближайшей причины.
Она может следовать только из другой конечной вещи. Поэтому всякая
единственная вещь не обладает свободой. От субстанции следует отличать мир
конкретных вещей. Природа существует сама по себе, независимо от ума и вне
ума. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечность субстанций во всех ее
видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает
существование субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как
протяжение и как мышление ( атрибуты субстанции). Человек как предмет
познания, не составил никакого исключения. Человек – есть природа.
- Дофилософские мировоззрения и картина мира
- Понятие философии, философия как мировоззрение и наука.
- Взаимосвязь философии с другими науками.
- Основные функции философии.
- Специфика философского знания.
- Зачатки философского знания на Древнем Востоке.
- Древнегреческая натурфилософия: основные школы и представители.
- Милетская школа
- Школа пифагорейцев
- Философия Сократа.
- Объективный идеализм Платона.
- Философское учение Аристотеля.
- Неклассическая греческая философия : софистика, кинизм и др.
- 2. Для софистов характерно:
- Эллинистическая и римская философия : эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.
- Средневековая религиозная философия : апологетика, патристика, схоластика, томизм, номинализм.
- Коперниканский переворот в представлениях об устройстве мира.(идеи н. Коперника, Дж. Бруно и г.Галилея.)
- Философия 17 века: рационализм и эмпиризм.
- Философия эпохи Просвещения ( Вольтер, Руссо, Дидро)
- И.Кант. Как родоначальник классической немецкой философии.
- Г.Гегель и его концепция саморазвития и самопознания Абсолютного Духа.
- Антропологический материализм л.Фейербаха.
- Диалектический и исторический материализм к.Маркса и ф.Энгельса.
- Иррационализм и «философия жизни» а. Шопенгауэра и ф. Ницше и др.
- Философия анархизма м. Штирнера и м. Бакурина.
- Позитивизм и постпозитивизм (о. Конт, г. Спенсер, л. Витгенштейн, к . Поппер, б. Рассел).
- Эмпириокритицизм э. Маха. И р. Авенариуса.
- Русская религиозная философия 19-го нач.20-го вв. (в.Соловьев, п. Флоренский, н.Бердяев и др.)
- Экзистенциализм как одно из основных направлений философской мысли середины 20-го века.
- Основные идеи русского космизма (н. Федоров, к. Циолковский, в. Вернадский, л.Гумилев и др.)
- Религиозная философия 20-го века (неотомизм, неопротестантизм).
- Философия постмодернизма: характеристика и основные представители (ж. Делез, ж. Деррида, м. Фуко, ж. Лиотар и др.)
- Структура философского знания.
- Проблема бытия в античной философии.
- Проблема бытия в современной философии.
- Философская проблема сознания.
- Понятия сознания и бессознательного у к.Маркса и з.Фрейда.
- Философская антропология. Проблема человека в современной философии.
- Проблема соотношения биологического и социального в человеке.
- Обыденная, философская и научная картина мира.
- Религиозные версии мироустройства (буддизм, христианство, ислам).
- Понятие личности в различных философских школах.
- Взаимоотношение человека и космоса: история и современность.
- Понятие общества, роль общества по отношению к индивиду у различных философов.
- Философия современного информационного общества.
- Культура как предмет философии.
- Место России в многообразии типов культуры.
- Повседневность и экзистенциональные проблемы философии.
- Гносеология ( теория познания) как философская дисциплина.
- Проблема познаваемости мира.
- Роль науки в развитии общества.
- Мировая ситуация в нач.21 века : глобальные проблемы. Проблемы обозримого будущего (футурология).
- Гражданское общество и правовое государство: теория и практика.
- Философия истории: личность и массы, свобода и необходимость, движущие силы истории.
- Формационный (линейный) и цивилизационный подходы к истории человечества.
- Понятие морали. Теории абсолютности и относительности морали ( и. Кант и ф. Ницше).
- Совершенный человек у различных философов ( богочеловек в. Соловьева и сверхчеловек ф. Ницше).
- Понятие и проблема истины. Критерии истины.
- Главные принципы, законы и категории диалектики.
- Синергетика как наука о самоорганизации различных систем.
- Человек и природа. Проблема экологии.