logo search
экзамен по философии

Философия 17 века: рационализм и эмпиризм.

1. Рационализм. Декарт, Спиноза, Лейбниц.

2. Эмпиризм. Френсис Бэкон, Гоббс, Локк.

Эмпиризм — направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)", "знание — сила". Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США.

Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон.

Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США).

Эмпиристы, как правило, были оппонентами рационалистов.

Рационализм – философское воззрение, признающее разум (мышление) источником

познания и критерием его истинности. Западная философия Нового времени

открывает следующий период в развитии философской мысли. Этот период в

жизни общества характеризуется разложением феодализма, зарождением и

развитием капитализма что связано с прогрессом в экономике, техники, ростом

производительности труда. Происходят существенные преобразования в

социальной сфере, в сфере политики. Меняется сознание людей и мировоззрение

в целом. Своим развитием философия Нового времени обязана отчасти

углубленным изучением природы, отчасти все более усиливающимся соединением

математики с естествознанием. Благодаря развитию этих наук принципы

научного мышления распространились за пределы отдельных отраслей и

собственно философии.

Ф.БЭКОН. Первым философом , сознательно поставившим перед собой задачу

разработки научного метода на основе материалистического понимания природы,

был Ф.Бэкон (1561 - 1626). Естествознание - истинная наука, а физика,

опирающаяся на чувственный опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства

непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука и

состоит в применении рационализма. метода к чувственным данным. Индукция,

анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть главные условия

рационального. метода. Главный труд - “Новый Органон”. В этом произведении

Бэкон сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому

пониманию, на котором. основан “Органон” Аристотеля. До сих пор открытия

делались случайно. Их было бы больше, если бы исследователи были вооружены

правильным методом. Метод - это путь, главное средство исследования. К нему

относятся орудия, совершенная способность нашего восприятия, и орудия,

совершенное саму человеку - мысль. Науку расширяет не пассивное созерцание,

а эксперимент, т.е активное испытание природы. Главное условие прогресса

знания - совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой

которой. является правильная индукция. До Бэкона философы, писавшие о

индукции обращали внимание на те случаи, которые подтверждают доказываемые

положения. Бэкон подчеркнул значение тех случаев, которые опровергают

обобщение, противоречат ему. Это так называемые отрицательные инстанции.

Р.ДЭКАРТ. Родился в 1596 г во Франции в семье дворянина. Служил в армии.

Много путешествовал. Долгие годы жил в Нидерландах, где занимался научной

деятельностью. В 1649г. переселился в Стокгольме, где и умер в 1650г.

Основная черта философского мировоззрения - дуализм. Дэкарт допускает два

независимых друг от друга первоначала: мыслящую субстанцию и материальную

“протяженную субстанцию”. В границах его физики материя представляет собой

единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же

время в психологии, теории познания, в учении о бытии Дэкарт - идеалист. В

теоретическом познании Дэкарт объявляет самой достоверной истиной истину о

существовании сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я существую”. В

учении о бытии он не только признает существование духовной субстанции, но

и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает

бог. Декарт - выдающийся ученый. Он творец аналитической геометрии, ввел

метод координат, владел понятием о функции. От Декарта ведет начало

система алгебраических обозначений. В механике Д. указал на относительность

движения и покоя, сформулировал закон действия и противодействия, а также

закон сохранения полного количества движения при сооударении двух неупругих

тел. Дэкарт отождествлял материю с протяжением, или пространством, считая,

что чувственно воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е

объективно не существуют. Выводы из этого: мировая материя (пространство)

беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. Сводит все

качественное разнообразие природных явлений : 1) к материи и 2) к ее

движению. В познании главную роль играет разум - рационализм. Дэкарт

полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. В

процессе познания исключительное место отвел дедукции. Исходные положения -

аксиомы. В логической цепи дедукции, за аксиомами, каждое следующее звено

достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна

сила памяти. Поэтому непосредственное очевидные исходные положения, или

интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждением дедукции.

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА.(материалист) - (1632 - 1677). Родился в Амстердаме в

еврейской семье. Знакомство Спинозы с идеями Декарта привело к разрыву с

иудаизмом. Спиноза был отлучен от общины и вынужден был поживать в среде

сектантов и добывать свой хлеб шлифовкой линз для телескопов. Умер от

туберкулеза. Основная цель философии - завоевание господства над внешней

природой. Развивая эти идеи предшественников он дополнил их учением о

свободе. Спиноза учил, что сущность лишь одна субстанция - природа, которая

является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой

творящей, а с другой - природой сотворенной. Как природа творящая она есть

субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя природа и бога, Спиноза

отрицает существование сверхприродного существа, растворяет бога в природе

и тем самым обосновывает материалистическое понимание природы. Обосновывает

важное различие между сущностью и существованием. Бытие субстанции

одновременно и необходимо и свободно т.к. не существует никакой причины,

которая побуждала бы субстанцию к действию, кроме ее собственной сущности.

Единичная вещь не следует из субстанции, как из своей ближайшей причины.

Она может следовать только из другой конечной вещи. Поэтому всякая

единственная вещь не обладает свободой. От субстанции следует отличать мир

конкретных вещей. Природа существует сама по себе, независимо от ума и вне

ума. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечность субстанций во всех ее

видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает

существование субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как

протяжение и как мышление ( атрибуты субстанции). Человек как предмет

познания, не составил никакого исключения. Человек – есть природа.