logo
экзамен по философии

Средневековая религиозная философия : апологетика, патристика, схоластика, томизм, номинализм.

Средневековая философия – это своеобразный способ философствования, характерный для Европы и Ближнего Востока (V – XV вв.). Cвязь философии (разум) с религиозной идеологией, с теологией (вера). 

Первый этап (II – III вв. н.э.) – апологетика. Этот этап связан с появлением христианской литературы, авторы которой ставили своей целью защиту и обоснование складывающегося христианского вероучения. Тертуллиан Карфагенский – «верую, ибо абсурдно»,: христианская вера содержит истину уже в готовом виде, а потому не нуждается в доказательстве или проверке. Между религией и философией – пропасть. Второй этап (IV – VIII вв.) –Патристика – направление философско-теологической мысли, связанное с разработкой отцами церкви основ христианской догматики. Т.е. вера – исходное основание любого знания.  Проблемное поле философии:  разработка теологии как учения о Боге и его атрибутах; христология как учение о богочеловеческой личности Христа и христианская антропология – учение о человеке и судьбе его личной души; Богопознание как единственно достойная цель человеческого ума. Аврелий Августин (354 – 430). Философия Августина посвящена проблемам бытия и времени, движению истории и исторического прогресса, а также личности человека, его воли и разума. В концепции соотношения веры и разума Августин пытался осуществить синтез христианской веры и античного рационализма, выдвигая веру в качестве исходного основания: «верую, чтобы понимать».  Учение о бытии Августина близко к неоплатонизму. По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Зло - не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага.  Августин оценивается западно-христианской культурой как родоначальник философии истории. По Августину, человечество образует в историческом процессе два «града»: с одной стороны, светское государство – царство зла, греха, дьявола, а с другой – христианская церковь – царство Божие на земле. Божественное проведение, провиденциализм, направляя ход истории, неумолимо ведет человечество к победе «Божьего государства» над светским. Третий этап (IX – XV вв.) – схоластика, которая обращается к рациональным методам знания при рассмотрении «сверхрациональных» предметов (например, «доказательства бытия Бога»).  Максима, фиксирующая на этапе схоластики отношения веры и разума, религии и философии – «понимаю, чтобы верить». Т.е. «теория двух истин», истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу, между ними существует гармония. Мудрость (вера) – в стремлении постичь Бога, наука – средство способствующая этому. Основателем томизма был Фома (Томас) Аквинский (1225 – 1274). Аквинат разграничивает область философии (науки) и теологии (религии): предметом первой являются «истины разума», а второй – «истины откровения». Но с другой стороны у них общий объект – Бог. В тоже время философия ниже теологии и является ее служанкой. О бытии. Исходя во многом из учения Аристотеля, Аквинат рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как "чистую форму", "чистую актуальность". Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Согласно Аквинату, материя - только восприемница сменяющих друг друга форм, "чистая потенциальность. Слияние первопринципа формы и материи рождает, по Аквинату, мир индивидуальных явлений. Иисус Христос - был, по Библии, явлен в образе человека, т.е. объединил в себе и божественную (идеальную), и человеческую (материально-телесную) природу.  Проблема универсалий (общих понятий). Существуют ли понятия самостоятельно, или они всего лишь имена, для обозначения единичных вещей?  В зависимости от решения этой проблемы, все средневековые философы разделились на реалистов, номиналистов, концептуалистов (умеренный номинализм). Сторонники реализма видели в общих понятиях особые самостоятельные сущности, обладающие максимальной реальностью и бытием. Номиналисты полагали, что понятия не обладает самостоятельностью, являясь именами для обозначения вещей и существуют лишь в уме человека. Концептуализм – признавал существования общих понятий в вещах. Аквинский занимал позицию умеренного реализма. Он считал, что универсалиисуществуют трояко: в божественном уме до вещей, в вещах, как их сущность, в нашем уме – в виде понятия о вещах. В 1878 году учение Ф.Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма. Принципы средневекового философского мышления. Догматы христианского вероучения определили принципы средневекового философского мышления.

Теоцентризм  – все основные понятия средневекового мышления соотнесены с Богом и определяются через него. Креационизм - идея творения сотворения мира Богом. Провиденциализм – ход исторических событий объяснялся не их внутренними закономерностями, а волей божественного провидение. Эсхатологизм – религиозное учение о конце истории, о конечной судьбе мира и человека. Традиционализм, ретроспективность, т.е. обращенность в прошлое.