Средневековая религиозная философия : апологетика, патристика, схоластика, томизм, номинализм.
Средневековая философия – это своеобразный способ философствования, характерный для Европы и Ближнего Востока (V – XV вв.). Cвязь философии (разум) с религиозной идеологией, с теологией (вера).
Первый этап (II – III вв. н.э.) – апологетика. Этот этап связан с появлением христианской литературы, авторы которой ставили своей целью защиту и обоснование складывающегося христианского вероучения. Тертуллиан Карфагенский – «верую, ибо абсурдно»,: христианская вера содержит истину уже в готовом виде, а потому не нуждается в доказательстве или проверке. Между религией и философией – пропасть. Второй этап (IV – VIII вв.) –Патристика – направление философско-теологической мысли, связанное с разработкой отцами церкви основ христианской догматики. Т.е. вера – исходное основание любого знания. Проблемное поле философии: разработка теологии как учения о Боге и его атрибутах; христология как учение о богочеловеческой личности Христа и христианская антропология – учение о человеке и судьбе его личной души; Богопознание как единственно достойная цель человеческого ума. Аврелий Августин (354 – 430). Философия Августина посвящена проблемам бытия и времени, движению истории и исторического прогресса, а также личности человека, его воли и разума. В концепции соотношения веры и разума Августин пытался осуществить синтез христианской веры и античного рационализма, выдвигая веру в качестве исходного основания: «верую, чтобы понимать». Учение о бытии Августина близко к неоплатонизму. По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Зло - не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Августин оценивается западно-христианской культурой как родоначальник философии истории. По Августину, человечество образует в историческом процессе два «града»: с одной стороны, светское государство – царство зла, греха, дьявола, а с другой – христианская церковь – царство Божие на земле. Божественное проведение, провиденциализм, направляя ход истории, неумолимо ведет человечество к победе «Божьего государства» над светским. Третий этап (IX – XV вв.) – схоластика, которая обращается к рациональным методам знания при рассмотрении «сверхрациональных» предметов (например, «доказательства бытия Бога»). Максима, фиксирующая на этапе схоластики отношения веры и разума, религии и философии – «понимаю, чтобы верить». Т.е. «теория двух истин», истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу, между ними существует гармония. Мудрость (вера) – в стремлении постичь Бога, наука – средство способствующая этому. Основателем томизма был Фома (Томас) Аквинский (1225 – 1274). Аквинат разграничивает область философии (науки) и теологии (религии): предметом первой являются «истины разума», а второй – «истины откровения». Но с другой стороны у них общий объект – Бог. В тоже время философия ниже теологии и является ее служанкой. О бытии. Исходя во многом из учения Аристотеля, Аквинат рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как "чистую форму", "чистую актуальность". Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Согласно Аквинату, материя - только восприемница сменяющих друг друга форм, "чистая потенциальность. Слияние первопринципа формы и материи рождает, по Аквинату, мир индивидуальных явлений. Иисус Христос - был, по Библии, явлен в образе человека, т.е. объединил в себе и божественную (идеальную), и человеческую (материально-телесную) природу. Проблема универсалий (общих понятий). Существуют ли понятия самостоятельно, или они всего лишь имена, для обозначения единичных вещей? В зависимости от решения этой проблемы, все средневековые философы разделились на реалистов, номиналистов, концептуалистов (умеренный номинализм). Сторонники реализма видели в общих понятиях особые самостоятельные сущности, обладающие максимальной реальностью и бытием. Номиналисты полагали, что понятия не обладает самостоятельностью, являясь именами для обозначения вещей и существуют лишь в уме человека. Концептуализм – признавал существования общих понятий в вещах. Аквинский занимал позицию умеренного реализма. Он считал, что универсалиисуществуют трояко: в божественном уме до вещей, в вещах, как их сущность, в нашем уме – в виде понятия о вещах. В 1878 году учение Ф.Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма. Принципы средневекового философского мышления. Догматы христианского вероучения определили принципы средневекового философского мышления.
Теоцентризм – все основные понятия средневекового мышления соотнесены с Богом и определяются через него. Креационизм - идея творения сотворения мира Богом. Провиденциализм – ход исторических событий объяснялся не их внутренними закономерностями, а волей божественного провидение. Эсхатологизм – религиозное учение о конце истории, о конечной судьбе мира и человека. Традиционализм, ретроспективность, т.е. обращенность в прошлое.
- Дофилософские мировоззрения и картина мира
- Понятие философии, философия как мировоззрение и наука.
- Взаимосвязь философии с другими науками.
- Основные функции философии.
- Специфика философского знания.
- Зачатки философского знания на Древнем Востоке.
- Древнегреческая натурфилософия: основные школы и представители.
- Милетская школа
- Школа пифагорейцев
- Философия Сократа.
- Объективный идеализм Платона.
- Философское учение Аристотеля.
- Неклассическая греческая философия : софистика, кинизм и др.
- 2. Для софистов характерно:
- Эллинистическая и римская философия : эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.
- Средневековая религиозная философия : апологетика, патристика, схоластика, томизм, номинализм.
- Коперниканский переворот в представлениях об устройстве мира.(идеи н. Коперника, Дж. Бруно и г.Галилея.)
- Философия 17 века: рационализм и эмпиризм.
- Философия эпохи Просвещения ( Вольтер, Руссо, Дидро)
- И.Кант. Как родоначальник классической немецкой философии.
- Г.Гегель и его концепция саморазвития и самопознания Абсолютного Духа.
- Антропологический материализм л.Фейербаха.
- Диалектический и исторический материализм к.Маркса и ф.Энгельса.
- Иррационализм и «философия жизни» а. Шопенгауэра и ф. Ницше и др.
- Философия анархизма м. Штирнера и м. Бакурина.
- Позитивизм и постпозитивизм (о. Конт, г. Спенсер, л. Витгенштейн, к . Поппер, б. Рассел).
- Эмпириокритицизм э. Маха. И р. Авенариуса.
- Русская религиозная философия 19-го нач.20-го вв. (в.Соловьев, п. Флоренский, н.Бердяев и др.)
- Экзистенциализм как одно из основных направлений философской мысли середины 20-го века.
- Основные идеи русского космизма (н. Федоров, к. Циолковский, в. Вернадский, л.Гумилев и др.)
- Религиозная философия 20-го века (неотомизм, неопротестантизм).
- Философия постмодернизма: характеристика и основные представители (ж. Делез, ж. Деррида, м. Фуко, ж. Лиотар и др.)
- Структура философского знания.
- Проблема бытия в античной философии.
- Проблема бытия в современной философии.
- Философская проблема сознания.
- Понятия сознания и бессознательного у к.Маркса и з.Фрейда.
- Философская антропология. Проблема человека в современной философии.
- Проблема соотношения биологического и социального в человеке.
- Обыденная, философская и научная картина мира.
- Религиозные версии мироустройства (буддизм, христианство, ислам).
- Понятие личности в различных философских школах.
- Взаимоотношение человека и космоса: история и современность.
- Понятие общества, роль общества по отношению к индивиду у различных философов.
- Философия современного информационного общества.
- Культура как предмет философии.
- Место России в многообразии типов культуры.
- Повседневность и экзистенциональные проблемы философии.
- Гносеология ( теория познания) как философская дисциплина.
- Проблема познаваемости мира.
- Роль науки в развитии общества.
- Мировая ситуация в нач.21 века : глобальные проблемы. Проблемы обозримого будущего (футурология).
- Гражданское общество и правовое государство: теория и практика.
- Философия истории: личность и массы, свобода и необходимость, движущие силы истории.
- Формационный (линейный) и цивилизационный подходы к истории человечества.
- Понятие морали. Теории абсолютности и относительности морали ( и. Кант и ф. Ницше).
- Совершенный человек у различных философов ( богочеловек в. Соловьева и сверхчеловек ф. Ницше).
- Понятие и проблема истины. Критерии истины.
- Главные принципы, законы и категории диалектики.
- Синергетика как наука о самоорганизации различных систем.
- Человек и природа. Проблема экологии.