logo
экзамен по философии

Философия современного информационного общества.

Во всех индустриально развитых странах мира под воздействием научно-технического прогресса значительно выросли производительные силы общества, произошли значительные изменения в сфере техники и технологии. Возникла отрасль производства, связанная с информатизацией, благодаря которой появились новые направления в научных исследованиях и культуре. Эти изменения оказывают комплексное воздействие на всё общество и приводят к значительным преобразованиям производственной и духовной жизни человека. Многие философы и социологи современности отводят главную роль в этих преобразованиях процессам информатизации и компьютеризации, а сам процесс преобразования называют становлением информационного общества. По оценкам философов и социологов значительные перемены в жизни людей имеют как позитивный, так и негативный характер. Но, несмотря на неоднозначный характер таких оценок, большинство исследователей считают, что отказ от процессов информатизации и модернизации в какой-либо стране приведёт к приостановке в ней общемировых тенденций развития и сделает её придатком других, более развитых стран. Всё происходящее в рамках технического и технологического процесса непосредственно влияет на жизнь людей, меняет природу социума и его приоритеты. Поэтому так актуальны исследования процессов, связанных со становлением информационного общества.

Учёные пытаются установить, какое общество можно считать информационным, что является его отличительными признаками, какие социальные проблемы могут быть решены и какие социальные цели достигнуты при его построении. На уровне отдельных государств принимаются национальные программы перехода к информационному обществу, есть такая программа и в России.

На страницах журналов («Информационное общество», «Общественные науки и современность», «Вопросы философии» и др.) и в монографиях ведётся обширная полемика по вопросам связанным с информационным обществом, высказываются различные точки зрения. Появляются специальные издания, посвященные проблемам перехода к информационному обществу. Разнообразие подходов в этой области вполне объяснимо тем, что процесс перехода к информационному обществу ещё не окончен ни в одной стране мира, хотя очевидно, что разные страны в разной степени приблизились к такому социальному устройству, которое можно было бы назвать информационным.

Постоянный интерес к исследованиям процессов информатизации и компьютеризации объясняется той ролью, которую они играют во всех основных сферах жизни общества: техносфере, сфере власти, социальной и информационной сферах. Важно понять тенденции общественных перемен, подготовить социальные институты к грядущим изменениям, оказать помощь

людям в процессе адаптации к стремительно изменяющимся условиям жизни, иначе «шок от будущего» неминуем.

Исследование социальных процессов, вызванных воздействием информационных технологий невозможно без более полного раскрытия понятия «информация». Феномен информации оказался весьма непростым и по праву может быть отнесён к одной из самых трудноразрешимых философских и естественнонаучных проблем. При огромном разнообразии подходов в исследовании информации и противоречивости точек зрения на происходящие в обществе перемены все учёные согласны в одном: информация есть нечто особенное, и она играет огромную роль в современном мире. Подтверждением неубывающего интереса к этим вопросам является непрекращающийся поток публикаций, посвященных проблеме информации, начавшийся с классических работ Шеннона и Винера ещё в середине XX века. Переход от энтропийного подхода к анализу семантической и ценностной сторон информации позволит понять её роль в формировании новых социальных структур в обществе.

Процесс глобальных перемен в обществе сопровождается значительными открытиями и переменами в науке, благодаря которым современный этап её развития принято называть постнеклассическим. Язык постнеклассической естественной науки, её основные понятия и законы всё чаще используются в гуманитарных науках, особенно в философии и социологии. Принципы автопоэзиса и универсального эволюционизма, открытие необратимости времени и возможности саморазвития диссипативных структур, появление теории нестационарной Вселенной, синергетики, теории биологической эволюции и основанной на ней концепции биосферы и ноосферы способствуют процессам интеграции гуманитарных и естественных наук и позволяют перейти к построению общенаучной картины мира.

Высказывание Н. Бора о том, что «невозможно описать процессы, протекающие в окружающем нас мире, с помощью одного языка» оказалось ошибочным - таково мнение Д.С. Чернавского. Многие учёные современности приходят к выводу, что возможен и даже необходим единый подход, в рамках которого могут быть изучены как природные, так и общественные явления. На решение этой задачи претендует синергетика, использующая теорию нелинейных динамических систем. Достижения постнеклассической науки позволяют по-новому взглянуть на общие философские понятия, такие как причина и следствие, свобода и необходимость, изучить возможность управления сложными, саморазвивающимися системами типа социума, по-новому рассмотреть этические проблемы ответственности человека за его поступки.

общих целей и разрабатываются философские системы и «научные картины мира».

Для человеческой цивилизации необходимы систематические социально-философские исследования феномена информации, анализ влияния информационных технологий на развитие социума, исследование проблем связанных со становлением информационного общества, анализ тенденций социального развития и потенциально возможных вариантов общественного устройства в будущем.