logo search
все, кроме 9 и 13

2) Философия в системе мировоззрения. Типы и исторические формы мировоззрения.

ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Всякая философия – это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:

– философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;

– философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;

– философия – это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения. Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение может быть:

– идеалистическим;

– материалистическим.

Материализм – философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир – движущаяся материя, а духовное начало – это свойство мозга (высокоорганизованной материи).

Идеализм – философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.

Ценностные ориентации – система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей.

Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.

Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий.

Вера – один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры – это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.

Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу.

Идеал – это мечта:

– о совершенном обществе, в котором все честно;

– гармонически развитой личности;

– разумных межличностных отношениях;

– нравственном;

– прекрасном;

– реализации своих возможностей на благо человечества.

Убеждения – это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.

Убеждения составляют:

– духовное ядро личности;

– основу мировоззрения.

Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.

Исторические типы мировоззрения: понятия и трактовки

Мировоззрение представляет собой сложный тип сознания, который по своей природе является интегрированным образованием и присутствует как на уровне индивидуального сознания, так и массового. Это проявляется в том, что понятие мировоззрения, исторические типы мировоззрения включают в себя самые разнообразные элементы – информацию, системы ценностей, знания, стереотипы и образцы мышления и поведения, установки и убеждения и многое другое. Именно поэтому, изучением мировоззрения занимается целый ряд научных дисциплин: гносеологическую сущность рассматривает философия, исторические типы мировоззрения изучаются в предметной области истории и культурологии, локальные проявления мировоззрения являются предметом изучения психологии, социологии, политологии и ряда других наук.

В самом общем виде, все исторические типы мировоззрения имеют примерно одинаковую структурную композицию, в которой выделяются следующие компоненты:

- познавательный, который основан на обобщениях жизненного опыта, профессиональных знаний, умений и навыков, научной информации. В результате каждый человек формирует в своем сознании определенную картину мира, в которой могут преобладать те, или иные характеристики, определяющие свойства этой картины (религиозная, научная, уфологическая и т.д.).

- нормативно-ценностные элементы состоят из идеалов и норм, верований и убеждений, которые вырабатываются человеком в процессе социализации и которые принимаются им как результат воспитания. Они служат критериями мышления и поведения человека, основой его социально-культурной идентификации.

- эмоционально-волевой комплекс реализуется, как правило, через поведенческие проявления. Именно здесь ценности, убеждения, установки реализуются в конкретные поступки и сопутствующие им, соответствующие эмоционально-чувственные окраски.

- исторические типы мировоззрения содержат практический компонент, который выражает стремление и готовность индивида действовать в данной ситуации именно таким образом, а не каким либо другим. Проявляется это, прежде всего через личностные установки, но исходным мотивом, выступает мировоззрение человека. Практическая реализация установок и убеждений, в конце концов, и есть тот «сигнал» обществу о характере и свойствах мировоззрения каждого человека, без этого оно превратилось бы просто в абстракцию.

Учитывая то, что мировоззрение, как система отражающая отношение индивида к мирозданию, отражает и его поведение, следует признать, что оно не является догмой, а представляет собой субстанцию, опосредованную еще и извне – пространством и временем. Это факт позволяет выделить основные исторические типы мировоззрения и сформулировать хронология их формирования.

Исторически первым типом мировоззрения было религиозно-мифологическое мировоззрение, характерной чертой которого было то, что люди пытались дать ответы на интересующие их вопросы в виде мифологических преданий и религиозных догм. Догмат и миф выступали первоначальным знанием человека и открывали ему картину мира, в рамках которой он затем строил свою жизнь и формировал собственные представления и установки к поведению. Такая форма мировоззрения вполне соответствовала уровню развития цивилизации и степени освоения человеком природы.

Следующей исторической формой мировоззрения стала философия. Она вобрала в себя от мифологии и религии не только сам мировоззренческий дух и объем информации и знаний, но и все те вопросы, на которые человек пытался получить ответ. Эта форма характеризуется значительной рационализацией мировоззрения, его сближением с научным мышлением, а потому большей систематичностью.

После того, как философского освоения мира стало недостаточно ввиду накопления человечеством огромного количества знаний и информации, философия перестает быть единственной мировоззренческой формой, исторические типы мировоззрения дополняются сугубо научными формами осмысления действительности. Научная форма мировоззрения получила распространение благодаря бурному развитию научного знания.

На сегодняшний день, распространено мнения, что каждый индивид является носителем сразу нескольких форм. Или что мировоззрение человека – есть синтезированное образование, в котором в индивидуальной пропорции присутствуют элементы всех исторических типов мировоззрения.