1.2 Система «критическиой» философии
Первая формулировка принципов «критической» философии, охватывавшая лишь сферу гносеологии, содержится в диссертации Канта «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира» (1770). Замысел системы «критической» философии сложился у Канта в начале 1772 года, когда в письме к рецензенту диссертации он сообщил о намерении обстоятельно разработать ее принципы в отношении природы «и теоретического и практического познания», осветив это в сочинении под примерным названием «Границы чувственности и разума». В четырех частях названного сочинения, мыслившегося в целом как «критика чистого разума», Кант намеревался трактовать «феноменологию вообще», «метафизику, а именно о ее природе и методе», «общие принципы чувства, вкуса и чувственного желания», «первые основания нравственности» (4.2., 432, 429-430). Кант полагал, что первый из названных разделов он сумеет опубликовать отдельной работой в течении ближайших трех месяцев, однако в действительности ему понадобилось еще около десяти лет напряженного труда, прежде чем он смог закончить сочинение (в существенно измененном виде), озаглавленное «Критика чистого разума» (1781). Работа над последующими разделами «критической» философии потребовала еще девяти с лишним лет, завершившись публикацией «Критики способности суждения» (1790). Следует отметить, что понятие «критика» в системе «критической» философии Канта весьма многозначно, что определяется многообразием отвергаемых им философских воззрений, хотя и имеющих, по его мнению, общий знаменатель – «догматизм». Кант назвал «догматизмом» притязания так называемого чистого разума «продвигаться вперед при помощи одного только чистого познания из понятий (философских) согласно принципам, давно уже применяемом разумом, не осведомляясь о правах разума на эти принципы и о способе, каким он дошел до них». Более обобщенно, «догматизм» в понимании Канта «есть догматический метод чистого разума без предварительной критики способности самого чистого разума». Для Канта воплощением такого «догматизма» явилась односторонне рационалистическая «метафизика» XYII-XYIII вв. От Декарта до Лейбница (что было в значительной мере несправедливым, поскольку ее корифеи уделяли много внимания – по своему критическому – основанию применяемой ими гносеологии и методологии). Одновременно своей «критикой» Кант намеревался «подрезать кони» материализма, атеизма, религиозного свободомыслия, скептицизма и идеализма (4.3. 98-99). Обратим внимание также на то, что в системе кантовской философии не только критически ниспровергаются те или иные концепции, но и создаются взамен них концепции новые, предоставляемые как надежно обоснованные. Созидательные результаты «критики»,особенно двух последних, не менее значительны, нежели разрушительные. Если в первом из названных произведений притязания «чистого разума» сильно ограничены, то в «Критике практического разума» и «Критике особенностей суждения» ему возвращается почти все ранее отобранное и сфера его эффективного функционирования очерчена очень широко.
- 2) Философия в системе мировоззрения. Типы и исторические формы мировоззрения.
- 3) Взаимоотношения философии и науки
- 4) Философия и религия. Знание и вера
- 6) Философия Древнего Востока, ее созерцательный характер (философия буддизма, даосизм, конфуцианство)
- 7) Философия античности (Платон и Аристотель), ее космоцентрическй характер
- 10) Немецкая классическая философия (Гегель, Кант, Фейербах)
- 1.1 Жизнь и философская деятельность Канта
- 1.2 Система «критическиой» философии
- 11) Иррационалистическая философия (Ницше, Шопенгауэр)
- 12) Основные направления современной западной философии
- 14) Диалектика как учение о развитии, законы и категории диалектики
- 15) Природа как естественная среда обитания. Модели взаимоотношения природы и человека
- 16 ) Основные проблемы гносеологии
- 17 ) Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Социальная структура общества. Понятие общества и его основные характеристики
- 1. Социальная структура общества.
- 18) Общественно-исторический процесс. Теории периодизации. Прогресс и регресс.
- 19) Наука как особая форма культуры. Уровни и формы научного познания.
- 20) Проблемы аксиологии: понятие и виды ценностей философские проблемы аксиологии
- 21) Свобода и ответственность личности. Проблема отчуждения Свобода и ответственность
- 23) Глобальные проблемы человечества и пути их разрешения