1.1 Жизнь и философская деятельность Канта
Иммануил Кант (1724-1804) родился в столице восточной Пруссии Кенигсберге. Его отец, ремесленник, был достаточно состоятельным для того, чтобы найти средства для обучения в гимназии, а затем в университете сына, которого мечтал увидеть пастором. Однако Кант после окончания в 1745 году теологического факультета Кенигсбергского университета, где он увлекся философскими дисциплинами, не пожелал стать священнослужителем. В течении 10 лет зарабатывал себе на жизнь деятельностью домашнего учителя, Кант в то время интенсивно занимался философскими изысканиями. Успешная защита двух диссертационных работ дала Канту возможность приступить в 1755 году к преподаванию в названном университете в должности приват-доцента. Наряду с лекциями по метафизике, логике моральной философии Кант преподавал также математику, физику, физическую географию, антропологию. Происходившее при этом творческое освоение широкого комплекса философских и естественнонаучных дисциплин сделало Канта энциклопедически образованным оригинальным мыслителем, вскоре поднявшимся на вершины духовной культуры своей эпохи. С этим контрастировала замедленность академической карьеры Канта: только с 1770 года он – после защиты еще одной диссертации – получил должность профессора. В профессорской диссертации Канта были заложены основы принципиально новой философии, которую сам он назвал «Критической» и которая приобрела характер обстоятельно обработанной системы в Германии, состоящей из «Критики чистого разума» (1781), «Критики практического разума» (1788) и «Критики способности суждения) (1790). «Критическая» философия Канта – прежде всего в ее гносеологической ипостаси, названной им концепцией «трансцендентального идеализма», - стала начальным этапом немецкой классической философии, заключая в себе импульсы и для последующего развития. С середины 80-х годов воззрения Канта стали для немецких философов не менее чем на два десятилетия преимущественным предметом внимания и острейших дискуссий. Выражением резко возросшего философского престижа Канта явилось его избрание деканом философского факультета и ректором (1786- 1790) Кенигсбергского университета. Только преклонный возраст побудили Канта оставить в1797 году преподавательскую деятельность в университете и выйти в отставку. Философская мысль Канта продолжала напряженно работать и в последние годы его жизни, о чем свидетельствуют оставленные им рукописи, опубликованные столетие спустя в его «Посмертных трудах». Жизнь Канта с юношеских лет и до кончины оказалась сосредоточенной на философском творчестве, которому был полностью подчинен размерный, однообразный и ничем не отвлекающий от решения задачи уклад его жизни.
- 2) Философия в системе мировоззрения. Типы и исторические формы мировоззрения.
- 3) Взаимоотношения философии и науки
- 4) Философия и религия. Знание и вера
- 6) Философия Древнего Востока, ее созерцательный характер (философия буддизма, даосизм, конфуцианство)
- 7) Философия античности (Платон и Аристотель), ее космоцентрическй характер
- 10) Немецкая классическая философия (Гегель, Кант, Фейербах)
- 1.1 Жизнь и философская деятельность Канта
- 1.2 Система «критическиой» философии
- 11) Иррационалистическая философия (Ницше, Шопенгауэр)
- 12) Основные направления современной западной философии
- 14) Диалектика как учение о развитии, законы и категории диалектики
- 15) Природа как естественная среда обитания. Модели взаимоотношения природы и человека
- 16 ) Основные проблемы гносеологии
- 17 ) Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Социальная структура общества. Понятие общества и его основные характеристики
- 1. Социальная структура общества.
- 18) Общественно-исторический процесс. Теории периодизации. Прогресс и регресс.
- 19) Наука как особая форма культуры. Уровни и формы научного познания.
- 20) Проблемы аксиологии: понятие и виды ценностей философские проблемы аксиологии
- 21) Свобода и ответственность личности. Проблема отчуждения Свобода и ответственность
- 23) Глобальные проблемы человечества и пути их разрешения