21) Свобода и ответственность личности. Проблема отчуждения Свобода и ответственность
В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.).
Если все однозначно необходимо, если практически нет случайностей, новых возможностей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе.
Свобода — это возможность поступать так, как хочется. Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых социальных связей
Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.
Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.
Свобода есть там, где есть выбор .'Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.
Ответственность — социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.
Выделяют следующие виды ответственности:
- историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;
- индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.
Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).
Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.
По самому общему определению, отчуждение — это крайняя форма социального перерождения человека, потеря им своей родовой сущности. Общеизвестно, что субстанцией человека является «свободная осознанная деятельность». Поэтому именно характером отношения человека к труду определяется степень его отчуждения или очеловечения. Точно так же от того, какие условия труда имеются в тех или иных конкретно-исторических условиях, зависит то, насколько человечны общественные отношения того или иного исторического этапа, насколько достойно человека соответствующее данной эпохе общество. Следовательно, исследуя проблему отчуждения необходимо установить, как изменялись роль и место человека в сфере предметной деятельности по мере развития общества. Отношение к труду как к нормальному проявлению жизнедеятельности [2] стало меняться по мере роста производительности труда в первобытном обществе и появления излишка или избытка, который развивается в двух направлениях: в одном случае он (излишек) превращается в товар, в другом — в частную собственность. Здесь-то и возникает необходимость размежевания понятий «Entfremdung» и «Entäußerung». На наш взгляд, «Entäußerung» (обозначим его условно словом «отсвоение») выражает объективный феномен экономического порядка, обозначающий переход объекта от одного субъекта к другому. Поэтому «присвоение» надо рассматривать как категорию парную именно «отсвоению» («Entäußerung»), а не «отчуждению», так как последнее касается лишь субъекта и, как нельзя лучше, выражает процесс самоутраты человека. Что же касается вопроса о категории парной «отчуждению», большинство авторов, касаясь данного вопроса, предлагают категории, парные не самому «отчуждению», а «отчужденному труду» или «отчуждению труда». Мы же считаем, что выражения «отчужденный труд» и «отчуждение труда» неправомерны, так как труд — это процесс, а процесс не может быть ни отчужден, ни отсвоен (если, конечно, авторы в указанных случаях слово «отчуждение» используют в значении «Entäußerung»). Дело в том, что причина утверждения в социальной литературе выражений «отчужденный труд» и «отчуждение труда» заключается опять-таки в нечетком различении понятий «Ehtfremdung» и «Entäußerung», а так же в том, что в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» Марксом еще не установлена категория «рабочей силы». Поэтому там, где он говорит об отчуждении труда, наверняка, имеет в виду, с одной стороны, «отсвоение» («Entäußerung») рабочей силы (а точнее права ее использования) и результатов труда, воспринимаемых непосредственным производителем чуждой, враждебной ему силой. С другой стороны, под выражением «отчужденный труд» или «отчуждение труда» Маркс подразумевает и характер самого процесса труда. Если процесс носит монотонный, изнурительный, обессиливающий характер, если он не развивает имманентных способностей человека, а производит слабоумие и кретинизм, то его не следует называть трудом. Ведь труд, как субстанция человека, представляет собой не только средство удовлетворения внешних материальных и духовных потребностей, а является его сущностным призванием и внутренней потребностью. Деятельность, деградирующая человека, адекватно выражается категорией «работа» [3]. Такую трансформацию содержания труда Маркс называет «отчуждением труда». Но, так как труд — это процесс, выражения «отчуждение труда» или «отчужденный труд» так же бессмысленны, как и выражения «перерожденный труд» или «перерождение труда». Подобно тому, как, скажем, прибыль есть превращенная, а не отчужденная форма прибавочной стоимости, работа является принудительной, а не отчужденной формой труда.
22 ) Смысл жизни человека. Смерть, бессмертие.
Смысл жи́зни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:
«В чём состоят жизненные ценности?»
«Что является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового)
«Зачем (для чего) жить?».
Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.
Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.
Вопросы о смысле жизни люди задавали и задают до сих пор, выдвигая соперничающие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения. Полученные проверяемые ответы на эти вопросы формировали науку. В данный момент наука в состоянии ответить с определённой долей вероятности на конкретные вопросы типа «Как именно …?», «При каких условиях …?», «Что будет, если …?». В то же время вопросы типа «В чём (что является) цель (смысл) жизни?» остаются в рамках только философии и теологии. Биологические основы возникновения подобных вопросов исследуются в психологии (cм. также суицид). Отдельно можно заметить, что в рамках психологии вопрос «Какова цель жизни человека вообще?» может быть изучен (и изучается), так как психология оперирует понятиями «цель», «человек» и «жизнь»[
Мысль о бессмертии возникла в человеческих умах очень давно – эликсир бессмертия пытались создать врачи, ученые, колдуны и, конечно же алхимики. Нужно признать, что иногда они действительно создавали что-то очень похожее на эликсир бессмертия. По крайней мере внешне. Но иногда употребления такого эликсира приводило к реальной смерти – так китайский император Сюаньцзун (VIII век) умер, после того, как принял какой-то неправильный эликсир бессмертия. В эпоху Возрождения так же умирали старики, которым врачи переливали кровь юношей (в то время медицина еще не знала о существовании групп крови).
В старых рукописях можно найти немало примеров продления человеческой жизни. В первую очередь - это библейские пророки. Греческому жрецу и поэту Эпимениду удалось продлить свою жизнь до 300 лет. Плиний Старший пишет о иллирийце, сумевшем прожить до 500 лет. Китаец Ли Цуньюн (1680- 1933) прожил 254 года, пережив за это время 23 жены. В России самым известным долгожителем считался Ширали Муслимов из азербайджанского села Барвазу, который прожил 168 лет - с 1805-го по 1973-й.
Но, так или иначе, по мнению геронтологов, предел продолжительности человеческой жизни составляет 120 лет, а книга рекордов Гиннеса утверждает, что нет ни одного достоверного случая празднования 121-го дня рождения.
Проблемой долголетия (и в перспективе - бессмертия) занимались и продолжают занимаются целые институты, и не без успехов. Используя результаты этих исследований и изменив свой образ жизни, человек может продлить свою жизнь. Но продление срока жизни на 5, 10, 20 лет лишь отодвигает момент смерти, а вопрос, достижимо ли физическое бессмертие остается открытым.
Но я не понимаю только одного – зачем все это? Есть более короткий путь – избавиться от страха смерти, и тогда встреча со смертью станет чуть более важным событием, чем встреча с любимой. Некоторые же, сознательно отвергали дар бессмертия - вспомните Соломона, который отказался принять эликсир бессмертия, не желая видеть смерть близких ему людей. Он просто знал.
- 2) Философия в системе мировоззрения. Типы и исторические формы мировоззрения.
- 3) Взаимоотношения философии и науки
- 4) Философия и религия. Знание и вера
- 6) Философия Древнего Востока, ее созерцательный характер (философия буддизма, даосизм, конфуцианство)
- 7) Философия античности (Платон и Аристотель), ее космоцентрическй характер
- 10) Немецкая классическая философия (Гегель, Кант, Фейербах)
- 1.1 Жизнь и философская деятельность Канта
- 1.2 Система «критическиой» философии
- 11) Иррационалистическая философия (Ницше, Шопенгауэр)
- 12) Основные направления современной западной философии
- 14) Диалектика как учение о развитии, законы и категории диалектики
- 15) Природа как естественная среда обитания. Модели взаимоотношения природы и человека
- 16 ) Основные проблемы гносеологии
- 17 ) Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Социальная структура общества. Понятие общества и его основные характеристики
- 1. Социальная структура общества.
- 18) Общественно-исторический процесс. Теории периодизации. Прогресс и регресс.
- 19) Наука как особая форма культуры. Уровни и формы научного познания.
- 20) Проблемы аксиологии: понятие и виды ценностей философские проблемы аксиологии
- 21) Свобода и ответственность личности. Проблема отчуждения Свобода и ответственность
- 23) Глобальные проблемы человечества и пути их разрешения