Философское учение Аристотеля.
Аристотель (384-322 гг до н.э.) Стагерит, т.к. родился в г.Стагерия.
Отправляется в Афины, был учеником Платона до его смерти. Затем стал
воспитателем А. Македонского. С войсками А.М. вошел в Афины и основал там
свою школу – Ликея (лицей). Школа Аристотеля не уступала Академии.
(Птолемей – космос, вселенная, Евклидова геометрия). Произведения:
«Органон» (группа произведений, в которых производится оформление
формальной логики), «Физика», «О небе», биол. трактаты, политические
трактаты, главный из которых «Политика», работы по искусству. Аристотель
был первым историком философии (он изучил все, что было до него).
Аристотель начинает с критики Платона: «Платон мне друг, но истина дороже».
Аристотель воспользовался самокритикой Платона. Мир идей – это некоторое
единство, но в то же время существует множество идей. Пример - идеи кошки и
животного - это одно и то же или нет. Аристотель говорит не об идеях, а о
понятиях. Он разделяет все понятия на понятия вещей и понятия классов
вещей.
Единственный существующий мир – телесный мир и все его многообразные
проявления, включая человека. Все знания – лишь вторичные сущности, а
первичны сами сущности. Сущность – это не наши мысли о вещи, а сама вещь.
Реально существуют лишь конкретные сущности – первые сущности
(упорядоченный субстрат). Первые сущности – это то, о чем все сказывается,
и что ни о чем не сказывает. Суждение: первая сущность – это субъект
суждения. Пример, «Иван – человек», Иван – это первая сущность. Первая
сущность выступает единицей бытия. Субстрат – лишь возможность. Телом он
становится, только будучи упорядочен идеей. Идея внутренне присуща
конкретной вещи (это заземление платоновской философии).
Каждая первая сущность определена 4 причинами:
5) Формальная причина – суть вещи (план дома в голове архитектора).
6) Материальная причина – возможность (стройматериалы).
7) Движущая причина – фактор, слепляющий частички вместе (руки рабов).
8) Целевая причина – то, что вписывает эту вещь в окружающий мир (дом,
чтобы в нем жить).
Потом Европа оставит из 4-х только одну - материальную причину. Это и есть
наука.
Аристотель. предполагал, что существует редукция в сторону формы или
материала.
Пример: Медный шар: шар – форма, медь – содержание.
Перводвигатель – это бог, энтелехия (вечное, неподвижное, неизменное) – это
второе начало, противоположное материальному. Он доказал бытие Бога, исходя
из принципа причинности. Ряд причин не может быть бесконечным или
безначальным. Должна быть причина, сама себя обуславливающая и ни от чего
не зависящая: причина всех причин. Космос строится божеством из хаоса на
основе 4-х элементов: огонь, воздух, вода, земля.
Теория познания
Первые сущности – это единство духовного и субстратного (физического)
начала. Человек - это тоже сочетание духовного и субстратного начала. А
духовное начало - это сочетание пассивного ума и активного ума (энтелехия
души).
Уровни познания:
1. Эмпирия - самый низший – опыт;
2. Техно – умение, обобщение на пальцах;
3. Эпистемия - научное знание - знание ближайших причин связей и отношений;
4. Софос - знание конечных причин, основания мира.
Человек. Общество. Государство.
Человек – вещь среди вещей, обладатель собственного угла в мироздании.
Человек телесен и должен достойно прожить свою жизнь. Человек -
общественное существо. Жизнь в государстве является естественной сущностью
человека. Государство он понимает как развитое сообщество общин, а общину -
как развитую семью. Рабовладение Аристотель считает естественным состоянием
организации общества. Общество свободных людей состоит, по Аристотелю, из
трех основных классов граждан: богатые, крайне бедные и средний класс. Для
благополучного состояния государства особую важность представляют средние
слои. В их численном увеличении Аристотель видит спасение
рабовладельческого порядка.
Общество всегда предполагает экономическое неравенство. Вопрос: Как достичь
равенства? Аристотель говорит, что необходим эквивалентный обмен, а для
этого нужны деньги. Он приходит к понятию стоимости.
Общество может быть сформировано только тогда, когда появляется
государство. У Платона - человек для государства, то у Аристотеля -
государство для человека. Государство – это целостность, энтелехия общества
(то целое, которое предшествует частям). Человек - есть существо
политическое. Сущность государства он видит в политическом сообществе
людей, которые соединились для достижения определенного блага.
Аристотель различает три хорошие и три дурные формы государства, последние
возникают как деформация хороших. Хорошими он считает монархию,
аристократию и политию (правление одного, меньшинства и большинства).
Плохими - тиранию, олигархию и демократию. Лучшая форма государства –
полис.
Основными задачами государства Аристотель считает предотвращение
чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической
власти личности и удержание рабов в повиновении. Он отвергает «идеальное
государство» Платона. Идеальным он считает такое государство, которое
обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего
числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту он считает политически
бесправными. Остальные свободные (состоятельные) граждане обязаны принимать
участие в делах государства. Идеал государства, по Аристотелю, - общество,
которое опирается на частную собственность: на орудия труда, земли и рабов.
Государство, по Аристотелю, требует от гражданина определенных
добродетелей, без которых нельзя достичь благосостояния общества
(относящиеся к интеллектуальной деятельности и к характеру человека).
Право, служащее критикой справедливости, является регулирующей формой
политического общения. Аристотель изучает реальные общества, а не строит
утопию. Он эмпирически описал 158 государственных устройства. Отличие от
Платона: история это не есть хорошие и плохие формы правлений. Критерий:
если руководство правит с общественной пользой, то такая форма –
правильная, а если для личной выгоды – неправильная. Правление может быть
одного человека, немногих или большинства.
- Дофилософские мировоззрения и картина мира
- Понятие философии, философия как мировоззрение и наука.
- Взаимосвязь философии с другими науками.
- Основные функции философии.
- Специфика философского знания.
- Зачатки философского знания на Древнем Востоке.
- Древнегреческая натурфилософия: основные школы и представители.
- Милетская школа
- Школа пифагорейцев
- Философия Сократа.
- Объективный идеализм Платона.
- Философское учение Аристотеля.
- Неклассическая греческая философия : софистика, кинизм и др.
- 2. Для софистов характерно:
- Эллинистическая и римская философия : эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.
- Средневековая религиозная философия : апологетика, патристика, схоластика, томизм, номинализм.
- Коперниканский переворот в представлениях об устройстве мира.(идеи н. Коперника, Дж. Бруно и г.Галилея.)
- Философия 17 века: рационализм и эмпиризм.
- Философия эпохи Просвещения ( Вольтер, Руссо, Дидро)
- И.Кант. Как родоначальник классической немецкой философии.
- Г.Гегель и его концепция саморазвития и самопознания Абсолютного Духа.
- Антропологический материализм л.Фейербаха.
- Диалектический и исторический материализм к.Маркса и ф.Энгельса.
- Иррационализм и «философия жизни» а. Шопенгауэра и ф. Ницше и др.
- Философия анархизма м. Штирнера и м. Бакурина.
- Позитивизм и постпозитивизм (о. Конт, г. Спенсер, л. Витгенштейн, к . Поппер, б. Рассел).
- Эмпириокритицизм э. Маха. И р. Авенариуса.
- Русская религиозная философия 19-го нач.20-го вв. (в.Соловьев, п. Флоренский, н.Бердяев и др.)
- Экзистенциализм как одно из основных направлений философской мысли середины 20-го века.
- Основные идеи русского космизма (н. Федоров, к. Циолковский, в. Вернадский, л.Гумилев и др.)
- Религиозная философия 20-го века (неотомизм, неопротестантизм).
- Философия постмодернизма: характеристика и основные представители (ж. Делез, ж. Деррида, м. Фуко, ж. Лиотар и др.)
- Структура философского знания.
- Проблема бытия в античной философии.
- Проблема бытия в современной философии.
- Философская проблема сознания.
- Понятия сознания и бессознательного у к.Маркса и з.Фрейда.
- Философская антропология. Проблема человека в современной философии.
- Проблема соотношения биологического и социального в человеке.
- Обыденная, философская и научная картина мира.
- Религиозные версии мироустройства (буддизм, христианство, ислам).
- Понятие личности в различных философских школах.
- Взаимоотношение человека и космоса: история и современность.
- Понятие общества, роль общества по отношению к индивиду у различных философов.
- Философия современного информационного общества.
- Культура как предмет философии.
- Место России в многообразии типов культуры.
- Повседневность и экзистенциональные проблемы философии.
- Гносеология ( теория познания) как философская дисциплина.
- Проблема познаваемости мира.
- Роль науки в развитии общества.
- Мировая ситуация в нач.21 века : глобальные проблемы. Проблемы обозримого будущего (футурология).
- Гражданское общество и правовое государство: теория и практика.
- Философия истории: личность и массы, свобода и необходимость, движущие силы истории.
- Формационный (линейный) и цивилизационный подходы к истории человечества.
- Понятие морали. Теории абсолютности и относительности морали ( и. Кант и ф. Ницше).
- Совершенный человек у различных философов ( богочеловек в. Соловьева и сверхчеловек ф. Ницше).
- Понятие и проблема истины. Критерии истины.
- Главные принципы, законы и категории диалектики.
- Синергетика как наука о самоорганизации различных систем.
- Человек и природа. Проблема экологии.