Стадии истории человечества с позиции позитивизма
-
Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Сама теологическая стадия распадается на три ступени.
-
Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом.
-
Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.
-
Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина — Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.
-
-
Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме.
Позитивная — единственной формой знания становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для Научной Революции эпохи барокко оптимизм. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.
-
Содержание
- 1. Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения.
- 3. Значение философии для управленцев.
- 4. Факторы формирования философского мировоззрения.
- 5. Древнекитайская философия: основные проблемы.
- 6. Буддизм: философия и религия.
- 7.Поиски первоначал мира в древнегреческой философии.
- 8. Философский рационализм сократа.
- 11. Первопричины и суть бытия в философии Аристотеля
- 14. Фома Аквинский
- 16. Эмпиризм ф. Бэкона
- 15. А) Антропоцентризм и проблема личности
- 17. Философия Нового времени: рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц)
- 18 Индуктивизм и дедуктивизм в философии Нового времени
- 27 Специфика русской религиозной философии: западники и славянофилы.
- Философия всеединства в. С. Соловьева.
- Философия русского космизма (н.Федоров, к.Циолковский, в.Вернадский).
- Философия Евразийства.
- Основные проблемы и этапы философии позитивизма.
- Стадии истории человечества с позиции позитивизма
- Философия экзистенциализма.
- Философская герменевтика.
- Философские и культурологические идеи постмодернизма.
- Философские проблемы бытия. Основные виды бытия и их взаимосвязь.
- 47. Методы научного познания: эмпирические и теоретические.
- 54 Культура и цивилизация: многообразие форм, особенности взаимодействия.
- 55 Многоплановость человеческого бытия в 21 веке.
- 57 Философские проблемы управления: диалектика объекта и субъекта.
- 58 Глобальные проблемы человечества: философский аспект.