3. Значение философии для управленцев.
Управление - это совокупность определенных воздействий субъекта управления на управляемый объект. Наука об управлении (менеджмент) является теоретико-содержательным отражением практического регулирования взаимоотношений субъекта и объекта. Философия управления претендует на обобщенный, понятийно-смысловой анализ теоретико-методологических проблем менеджмента, на выяснение методологических начал концепций менеджмента и эволюции основных парадигм, а также на выработку поведенческо-этического кодекса эффективного функционирования организации. Недооценка роли философии заводит частнонаучные теоретические искания в методологический тупик. Отсюда - взаимосвязь философии и управления: если философия преимущественно отражает и осмысливает взаимоотношения субъект-объект, то управление занимается вопросами регулирования этого взаимоотношения.
На основе сделанных уточнений можно приблизительно наметить специфику "философии управления", т.е. той интеллектуальной сферы, где пересекаются познавательные интересы философии и управления: она изучает концепции о месте и роли человека-субъекта в системе управления, а также формы и способы их реализации в функционировании и развитии систем управления.
Подобный историко-философский анализ дает основание заключить, что первыми теоретиками управления были именно философы. И действительно, умение управлять людьми, это, по выражению Платона, "одно из сложнейших и самых труднодостижимых умений", всегда было в центре внимания философов. Регулирующая роль самой философии, как активной формы общественного сознания, наиболее кратко и всеохватно обозначил Гегель: "Философия управляет представлениями, а они управляют миром".
Обращаясь к истории философской мысли мы выясняем, что а) глубинная сущность проблем управления неизменна, меняются лишь исторически определенные формы решения той или иной управленческой проблемы; б) именно философская мысль, до формирования науки (наук) об управлении, сохранила и выкристализовала основополагающие идеи и теоретические обобщения управленческого опыта предыдуших поколений; в) большинство философов не просто фиксируют состояние управления общества, государства и других социальных конструкций, но и ищут „лучшие" их формы - искание, характерное для философии как активной формы общественного сознания, способа мышления, нацеленного на идеалы; г) знание и методологическое применение частнонаучными исследованиями и практикой менеджмента философских формулировок полезно и ныне, хотя бы для того, чтобы заново не „изобрести велосипед".
В истории философии можно найти множество решений относительно "мудрого правления", "справедливого вознаграждения", кодексов поведения руководителя и подчиненного, наиболее эффективных форм и способов использования власти и множества других управленческих проблем. Так, рассуждения Конфуция об управлении и управленческих навыках исходят из императива нерушимости иерархии между верхами и низами, жесткого соблюдения правил ритуала ("ли"), который требует беспрекословного повиновения низов верхам. Если по Конфуцию управлять способны лишь высокородные особы, а поведение простолюдин регулируется исключительно кодексом послушания, то для школы Мо-цзы решающий критерий - не фактор рождения, а личные достоинства претендента на управленческую должность.
Как известно, необходимость союза философии и управления наиболее подробно обоснована Платоном. В „Государстве", „Законах" и ряде других диалогов красной нитью проходит мысль о том, что человечество еще долгое время будет лишено возможности иметь „идеальное" государство, „пока в государствах не будут царствовать философы", или же пока правители „не станут благородно и основательно философствовать", иначе говоря, подобное осуществиться, если только „философы и правители великих государств окажутся одними и теми же лицами".
Если подойти к обсуждаемому вопросу о взаимосвязях философии и управления с позиций самого менеджмента, то прежде всего должны констатировать, что в истоках науки управления философский подход был не только само собой понятным, но и фактически ключевым, системорганизующим компонентом общей методологии. Ведь основатель научного управления Фредерик Уинслоу Тэйлор свою систему рассматривал и оценивал вовсе не как некую технологию или форму хозяйствования , а "новую философию".
Практичность, реализуемость философских принципов как в решении практических проблем управления, так и во всех других сферах личной и общественной жизни, не только приемлемы, но и необходимы, поскольку философия, как одна из форм общественного сознания, имеет, наряду с другими формами, обратное регулирующее воздействие на общественное бытие. Философия, как специфическая сфера человеческого познания и осмысления реальности, не может замыкаться в себе и для себя, не может быть изолирована и от фундаментальных проблем управления, иначе говоря, философия управления должна иметь практичную направленность, реализовывать функцию практического руководства при регулировании совместной деятельности людей в самых различных областях.
- 1. Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения.
- 3. Значение философии для управленцев.
- 4. Факторы формирования философского мировоззрения.
- 5. Древнекитайская философия: основные проблемы.
- 6. Буддизм: философия и религия.
- 7.Поиски первоначал мира в древнегреческой философии.
- 8. Философский рационализм сократа.
- 11. Первопричины и суть бытия в философии Аристотеля
- 14. Фома Аквинский
- 16. Эмпиризм ф. Бэкона
- 15. А) Антропоцентризм и проблема личности
- 17. Философия Нового времени: рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц)
- 18 Индуктивизм и дедуктивизм в философии Нового времени
- 27 Специфика русской религиозной философии: западники и славянофилы.
- Философия всеединства в. С. Соловьева.
- Философия русского космизма (н.Федоров, к.Циолковский, в.Вернадский).
- Философия Евразийства.
- Основные проблемы и этапы философии позитивизма.
- Стадии истории человечества с позиции позитивизма
- Философия экзистенциализма.
- Философская герменевтика.
- Философские и культурологические идеи постмодернизма.
- Философские проблемы бытия. Основные виды бытия и их взаимосвязь.
- 47. Методы научного познания: эмпирические и теоретические.
- 54 Культура и цивилизация: многообразие форм, особенности взаимодействия.
- 55 Многоплановость человеческого бытия в 21 веке.
- 57 Философские проблемы управления: диалектика объекта и субъекта.
- 58 Глобальные проблемы человечества: философский аспект.