logo
философия почти все билеты

Философия экзистенциализма.

Экзистенциализм, или философия существования – одно из ведущих философских течений XX века. Зарождается еще до I Мировой войны в России, но после нее и после революции 17го года иммигранты разносят идеи этого учения по Европе.

Среди ведущих представителей экзистенциализма, в первую очередь называют следующих философов: Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Габриэль Марсель. Все эти философы не составляли какую-либо единую школу, они были самостоятельными мыслителями, которые, если и испытывали влияние идей друг друга, всё же больше полемизировали между собой. Причём эта полемика затрагивала не второстепенные вопросы, а имела принципиальный характер. Различия в социальных идеалах, конечно, затрудняют выделение общих особенностей экзистенциализма. Более того, некоторые из тех философов, которых историко-философская традиция относит к экзистенциализму, не были согласны с тем, что их причисляют к этому направлению. Выделению общих особенностей экзистенциализма мешает даже одна из этих самых общих особенностей, а именно: экзистенциалисты критически относились к построению философских систем и к системному изложению философских идей. Экзистенциализм характеризуется как философское выражение глубоких потрясений, постигших западноевропейскую цивилизацию, пережившую первую мировую войну, обманчивую стабилизацию 20-30-х годов, приход фашизма. Эта философия вызвала интерес прежде всего потому, что она обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые зачастую попадает человек в период жестоких исторических испытаний. Экзистенциализм отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности. Но он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом. Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо, прежде всего, разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности. На передний план была выдвинута проблема человека.

Начало формы

Экзистенциальная философия была поиском аутентичного, подлинного (т.е. того, что остаётся после всякой смены, следовательно, неизменного), попыткой выразить человеческую идентичность, описать, в чём она состоит. В этом стремлении экзистенциализм был достаточно традиционен. Концепции, пришедшие ему на смену, отвергли саму возможность существования единственно подлинного.

Выдвигается тезис: существование предшествует сущности, т.е. экзистенция предшествует эссенции.

При создании какой-то вещи, сначала у мастера рождается модель, т.е. сущность, и только после сама вещь получит своё существование. Но с человеком наоборот. Он рождается, т.е. начинает существовать, и только со временем обретает свою сущность.

Но рационально нельзя сразу постичь своё существование, оно раскрывается в пограничных, экстремальных ситуациях.

Человек есть лишь проект самого себя, он есть то, что сам из себя делает, он сам творит свою жизнь и сам за нее отвечает.

Т.к. человек живет в обществе, он открывает для себя и других людей, выступающих как зеркало, в котором человек отражает и познает себя.

Но живя в толпе, человек стремиться быть как все, и у человека возникает личная драма, что он никому не нужен, одинок и т.д.

Но, по сути, внешнее не властно над человеком и он обречен быть свободным, поэтому свобода и есть подлинное существование человека, потому что только в условиях свободы человек может сам себя создавать.