Основные проблемы и этапы философии позитивизма.
В европейской цивилизации развивается индустриальное общество, и также развиваются и усложняются научные знания. И возникает проблема в науке: классическая наука 17-18 вв. уже не в состоянии исследовать процессы жизни, социальные процессы, проблемы человека и сознания, потому, что это совершенно другие объекты изучения, которые в корне отличаются от неживой природы. У классической науки не было средств для изучения подобных объектов, и тогда европейские философы попытались каким-то образом решать эти проблемы. Но в целом по ряду причин, подобные учения оказались весьма примитивными и подвергались критике. Но и сама науки и ее возможности подвергались критике. И тогда появляется направление, которое исследует специфику научного позниния, это и есть позитивизм.
Позитиви́зм— философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм - основной тезис: все подлинное (позитивное) знание - совокупный результат специальных наук.
Позитивизм – только научное знание есть истинное знание. Философия не имеет право на существование.
Особенности:
-
Не ищет сущности, а отыскивает факты
-
В науке всегда существует одна истинная теория
-
Научное знание должно предсказывать факты в определенных условиях
-
Если науки стремится исследовать и предсказывать факты, то её основным методом должна стать индукция
-
В науке должно быть только позитивное знание, т.е. доказанное и проверенное фактами, каких-либо общих рассуждений и положений не должно быть.
Но не во всех науках выполняются эти требования. Например: в математике.
Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Основная цель позитивизма — получение объективного знания.
Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).
Возникла идея очищения науки от метафизики. Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна отличаться от других наук по своему методу. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль),научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (Райл, Остин, поздний Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (Поппер, Лакатос). Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы прежде всего самими позитивистами, так как, во-первых, как оказалось, они не удовлетворяли провозглашенным самими позитивистами критериям научности, а, во-вторых, опирались на явно (а чаще — неявно) определенные «метафизические» предпосылки.
Принято выделять четыре этапа развития позитивизма.
Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 г. XIX века как антитеза традиционной метафизике в смысле философского учения о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в непосредственном чувственном опыте. Основателем позитивистской философии является Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог, который продолжил некоторые традиции Просвещения, высказывал убеждение в способности науки к бесконечному развитию, придерживался классификации наук, разработанной энциклопедистами. Кант утверждал, что всякие попытки приспособить «метафизическую» проблематику к науке обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либо философии, а должна опираться на себя. «Новая философия», которая должна решительно порвать со старой, метафизической («революция в философии») своей главной задачей должна считать обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках.
Вторая историческая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.) связана с именами немецкого философа Рихарда Авенариуса (1843-1896) и австрийского физика и философа Эрнста Маха (1838-1916). Отправным пунктом теории познания Авенариуса является не мышление или субъект, не материя или объект, а чистый опыт в том виде, в котором он непосредственно познаётся людьми. Основные течения — махизм и эмпириокритицизм. Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания в противовес кантовской идеи «вещи в себе» и тем самым возрождали традиции Беркли и Юма. Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта — ощущений. В 10-20 гг. XX века появляется третья форма позитивизма — неопозитивизм или аналитическая философия, имеющая несколько направлений.
Логический позитивизм или логический эмпиризм представлен именами Морица Шлика (1882-1936), Рудольфа Карнапа (1891-1970) и других. В центре внимания проблема эмпирической осмысленности научных утверждений. Философия, утверждают логические позитивисты, не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Философия — это род деятельности по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основывается на принципе верификации (лат. verus — истинный; facere — делать), который означает эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте называется протоколом или протокольным предложением. Ограниченность верификации впоследствии выявилась в том, что универсальные законы науки не сводимы к совокупности протокольных предложений. Сам принцип проверяемости также не мог быть исчерпаем простой суммой Какого-либо опыта. Поэтому сторонники лингвистического анализа—другого влиятельного направления неопозитивизма Джордж Эдуард Мур (1873-1958) и Людвиг Витгенштейн (1889-1951), принципиально отказались от верификационной теории значения и некоторых других тезисов.
Четвертая форма позитивизма — постпозитивизм характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации— разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение, концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении.
- 1. Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения.
- 3. Значение философии для управленцев.
- 4. Факторы формирования философского мировоззрения.
- 5. Древнекитайская философия: основные проблемы.
- 6. Буддизм: философия и религия.
- 7.Поиски первоначал мира в древнегреческой философии.
- 8. Философский рационализм сократа.
- 11. Первопричины и суть бытия в философии Аристотеля
- 14. Фома Аквинский
- 16. Эмпиризм ф. Бэкона
- 15. А) Антропоцентризм и проблема личности
- 17. Философия Нового времени: рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц)
- 18 Индуктивизм и дедуктивизм в философии Нового времени
- 27 Специфика русской религиозной философии: западники и славянофилы.
- Философия всеединства в. С. Соловьева.
- Философия русского космизма (н.Федоров, к.Циолковский, в.Вернадский).
- Философия Евразийства.
- Основные проблемы и этапы философии позитивизма.
- Стадии истории человечества с позиции позитивизма
- Философия экзистенциализма.
- Философская герменевтика.
- Философские и культурологические идеи постмодернизма.
- Философские проблемы бытия. Основные виды бытия и их взаимосвязь.
- 47. Методы научного познания: эмпирические и теоретические.
- 54 Культура и цивилизация: многообразие форм, особенности взаимодействия.
- 55 Многоплановость человеческого бытия в 21 веке.
- 57 Философские проблемы управления: диалектика объекта и субъекта.
- 58 Глобальные проблемы человечества: философский аспект.