17. Философия жизни (Шопенгауэр и Ницше)
Иррационалистическое направление, сложившееся на рубеже XIX и XX вв. Его возникновение было связано с быстрым развитием биологии, психологии и других наук, обнаруживших несостоятельность механистической картины мира. В центре этой философии лежит понятие жизни как абсолютного, бесконечного уникального начала мира, которое в отличие от материи и сознания активно, многообразно, вечно движется. Артур Шопенгауэр - немецкий философ-идеалист; снискал себе славу как блестящий эссеист. Считал себя последователем Канта. При интерпретации его философских взглядов основной акцент делал на учении об априорных формах чувственности в ущерб учению о категориальной структуре мышления. Выделял два аспекта понимания субъекта: тот, который дан в качестве объекта восприятия, и тот, который является субъектом сам по себе. Мир как представление всецело обусловлен субъектом и является сферой видимости. Шопенгауэр - сторонник волюнтаризма. Воля в его учении предстает как космический принцип, лежащий в основе мироздания. Воля, будучи темной и таинственной силой, крайне эгоцентрична, что означает для каждого индивида вечное стремление, беспокойство, конфликты с другими людьми. Эстетический идеал Шопенгауэра - в буддийской нирване, в умерщвлении "воли к жизни", в полном аскетизме. Фридрих Ницше - немецкий философ, один из основоположников современного иррационализма в форме философии жизни. Его взгляды претерпели определенную эволюцию от романтической эстезации опыта культуры через "переоценку всех ценностей" и критику "европейского нигилизма" к всеобъемлющей концепции волюнтаризма. Основными положениями зрелой философии Ницше являются: 1. все существующее есть воля к власти, могуществу; 2. сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира, или перспектив, исходящих из центров власти - перспективизм. Ницше - решительный противник ускоренного в европейской культуре противопоставлени "истинного мира" миру эмперичекому, истоки которого он видит в отрицании жизни, в декадансе. Ницше связывает критику метафизику с критикой языка. Глубокая внутренняя противоречивсть ницшеанского витализма проявляется в вопросе о соотношении истинности той или иной доктрины, идеи, понятия и т.п. и их исторического генезиса. Основные сочинеия: "Человеческое, слишком человеческое", "Веселая наука", "По ту сторону добра", "Антихристианин".
К оглавлению
- 2. Место и роль философии в культуре
- 3. Философия как наука
- 4. Миф как тип мировоззрения. Мифология и философия
- 5. Философские мировоззрения, его особенности
- 6. Основные черты буддийской философии
- 7. Сократ
- 8. Платон и платонизм
- 9. Аристотель
- 10. Первые философские школы (Милет)
- 11. «Реалисты» и «номиналисты» в средневековой схоластике
- 12. Основные черты европейской философии Нового времени. Становление науки
- 13. Позитивизм
- 14. Гегель
- 15. И. Кант
- 16. Экзистенциализм
- 17. Философия жизни (Шопенгауэр и Ницше)
- 18. Истоки и особенности формирования русской философии.
- 19. «Западники» и «славянофилы»
- 20. В. С. Соловьев и становление русской религиозной философии
- 21. Понятие бытия. Основные онтологические уровни
- 22. Материя и движение. Пространство и время
- 23. Понятие материи. Структурные уровни материи
- 24. Человек, его сущность и существование
- 25. Индивид, индивидуальность, личность
- 26. Происхождение человека. Природа и сущность человека
- 27. Человек, человечество, Космос
- 28. Проблема сознания; аспекты рассмотрения сознания
- 29. Сознание, самосознание, бессознательное
- 30. Сознание и его роль. Общение
- 31. Феномен языка
- 32. Сущность познания. Гносеология
- 33. Исторические формы познания
- 34. Практика, ее основные формы
- 35. Истина, ее основные признаки и виды
- 36. Человечество как субъект истории
- 37. Глобальные проблемы человечества и пути их разрешения