20. В. С. Соловьев и становление русской религиозной философии
В.С. Соловьев (1853-1900) –заложил основы русской философии, он пытается сформировать систему, основой которой должно стать христианство. Другие философы христианство понимают узко (православие, католицизм), а Соловьев пытается объединить конфессии в рамках единого мировоззрения. Соловьев пытается включить в христианское мировоззрение новейшие достижения человечества. Философия Соловьева – философия всеединства. Соловьев отталкивается от идеи соборности. Всеединство проявляется в следующем: сущее – едино, есть низшие и высшие уровни бытия, и они взаимосвязаны. Высшее вбирает низшее, низшее стремится к высшему. Основной принцип Соловьева – все едино в Боге. Бог – не антропоморфное, сверхличное существо, это сила, объединяющая мир. Мир – не совершенен. Если мы хотим понять мир, нужно признать, что мир противоречив. Соловьев вводит свое понятие «идея». Божественный ум распадается на множество элементарных сущностей, которые лежат в основании всех явлений. Эти сущности (атомы) – это идеи, они обладают определенной силой. Идея – деятельное существо. У Соловьева прослеживается диалектический подход. Принцип всего живущего (по Соловьеву) – последовательность изменений. Соловьев вводит понятие «мировая душа» - субъект всех изменений. Признаком мировой души является энергия. Деятельность мировой души нуждается в божественном импульсе (софии). София существует для того, чтобы показать, что мир не только творение Бога, но софия – это связь между творцом и творением. Соловьев раскрывает механизм сближения Бога, мира и человечества – концепция богочеловечества. Реальным сближением является Иисус Христос – это идеал, к которому стремится каждый чел-к, это высшая цель развития исторического процесса одухотворения человечества. Недостаточно, чтобы одухотворение произошло в нескольких людях, нужно, чтобы все человечество одухотворилось. Чел-к должен усвоить нравственные ценности, которые проповедовал Иисус Христос, здесь необязательно часами молиться в церкви.Гносеология Соловьева реализуется в концепции цельного знания. Он делит знания на: а)эмпирические (научные); б)рациональные (философские); в)мистические (религиозные); Фундаментом цельного знания является вера в Бога. Соловьев пытался совместить принцип автономии разума с принципом богооткровенности – (по Соловьеву) это способствует более полному постижению мира – свободная философия.
К оглавлению
- 2. Место и роль философии в культуре
- 3. Философия как наука
- 4. Миф как тип мировоззрения. Мифология и философия
- 5. Философские мировоззрения, его особенности
- 6. Основные черты буддийской философии
- 7. Сократ
- 8. Платон и платонизм
- 9. Аристотель
- 10. Первые философские школы (Милет)
- 11. «Реалисты» и «номиналисты» в средневековой схоластике
- 12. Основные черты европейской философии Нового времени. Становление науки
- 13. Позитивизм
- 14. Гегель
- 15. И. Кант
- 16. Экзистенциализм
- 17. Философия жизни (Шопенгауэр и Ницше)
- 18. Истоки и особенности формирования русской философии.
- 19. «Западники» и «славянофилы»
- 20. В. С. Соловьев и становление русской религиозной философии
- 21. Понятие бытия. Основные онтологические уровни
- 22. Материя и движение. Пространство и время
- 23. Понятие материи. Структурные уровни материи
- 24. Человек, его сущность и существование
- 25. Индивид, индивидуальность, личность
- 26. Происхождение человека. Природа и сущность человека
- 27. Человек, человечество, Космос
- 28. Проблема сознания; аспекты рассмотрения сознания
- 29. Сознание, самосознание, бессознательное
- 30. Сознание и его роль. Общение
- 31. Феномен языка
- 32. Сущность познания. Гносеология
- 33. Исторические формы познания
- 34. Практика, ее основные формы
- 35. Истина, ее основные признаки и виды
- 36. Человечество как субъект истории
- 37. Глобальные проблемы человечества и пути их разрешения