7. Сократ
Бόльшую часть жизни Сократ провел в дискуссиях и спорах на афинской Агόре. Сократ не оставил после себя письменных сочинений. Основные источники, сообщающие его идеи и его биографию, – сочинения Платона, Ксенофонта, Аристофана, Аристотеля. В противоположность софистам Сократ приписывал себе не саму мудрость, а только любовь к мудрости и называл себя не мудрым, как софисты, а философом, то есть любящим мудрость. В этом значении слово "философия" стало употребляться учениками Сократа и с тех пор обозначает особую сферу интеллектуальной деятельности. Важнейшим для человека Сократ считал самопознание. Познать самого себя означало для Сократа познать себя как общественное и нравственное существо. Поэтому основное содержание философии Сократа составляет этика. В его этике отчетливо выражается рационализм: добродетель у Сократа неотделима от знания. Добродетель - это знание того, что хорошо и вместе с тем полезно человеку, а дурное - это незнание. Философ был убежден в том, что никто не грешит сознательно, что совершающий зло делает это по незнанию. Добродетели можно обучить, так как знание прирождено человеку. Стремление к добру существует у каждого человека от рождения и для превращения его в добродетель необходимо его вспомнить. Процессу воспоминания должен способствовать разработанный Сократом диалектический метод- метод достижения истины через обнаружение и преодоление противоречий, содержащихся в частных мнениях. Общую идею Сократа можно было бы сформулировать так. Истина есть. Она – подлинная реальность и цель познания. Ее неочевидный статус обязывает человека исследовать ее ради подлинного осуществления в собственной жизни. Сократ: 1) закрепил поворот древнегреческой философии от исследования космоса (природы) к антропологии, этике и гносеологии; 2)поставил проблему исследования общего и разработал (рационально-диалектический) метод выведения понятий; 3) связал гносеологию и этику в учении о врожденном знании истины как естественном основании нравственности (этический рационализм). В целом – впервые открыл и продемонстрировал рефлексивную (самоисследующую, критичную) природу философского знания.
К оглавлению
- 2. Место и роль философии в культуре
- 3. Философия как наука
- 4. Миф как тип мировоззрения. Мифология и философия
- 5. Философские мировоззрения, его особенности
- 6. Основные черты буддийской философии
- 7. Сократ
- 8. Платон и платонизм
- 9. Аристотель
- 10. Первые философские школы (Милет)
- 11. «Реалисты» и «номиналисты» в средневековой схоластике
- 12. Основные черты европейской философии Нового времени. Становление науки
- 13. Позитивизм
- 14. Гегель
- 15. И. Кант
- 16. Экзистенциализм
- 17. Философия жизни (Шопенгауэр и Ницше)
- 18. Истоки и особенности формирования русской философии.
- 19. «Западники» и «славянофилы»
- 20. В. С. Соловьев и становление русской религиозной философии
- 21. Понятие бытия. Основные онтологические уровни
- 22. Материя и движение. Пространство и время
- 23. Понятие материи. Структурные уровни материи
- 24. Человек, его сущность и существование
- 25. Индивид, индивидуальность, личность
- 26. Происхождение человека. Природа и сущность человека
- 27. Человек, человечество, Космос
- 28. Проблема сознания; аспекты рассмотрения сознания
- 29. Сознание, самосознание, бессознательное
- 30. Сознание и его роль. Общение
- 31. Феномен языка
- 32. Сущность познания. Гносеология
- 33. Исторические формы познания
- 34. Практика, ее основные формы
- 35. Истина, ее основные признаки и виды
- 36. Человечество как субъект истории
- 37. Глобальные проблемы человечества и пути их разрешения