logo
Философия ответы основы

7. Сократ

Бόльшую часть жизни Сократ провел в дискуссиях и спорах на афинской Агόре. Сократ не оставил после себя письменных сочинений. Основные источники, сообщающие его идеи и его биографию, – сочинения Платона, Ксенофонта, Аристофана, Аристотеля. В противоположность софистам Сократ приписывал себе не саму мудрость, а только любовь к мудрости и называл себя не мудрым, как софисты, а философом, то есть любящим мудрость. В этом значении слово "философия" стало употребляться учениками Сократа и с тех пор обозначает особую сферу интеллектуальной деятельности. Важнейшим для человека Сократ считал самопознание. Познать самого себя означало для Сократа познать себя как общественное и нравственное существо. Поэтому основное содержание философии Сократа составляет этика. В его этике отчетливо выражается рационализм: добродетель у Сократа неотделима от знания. Добродетель - это знание того, что хорошо и вместе с тем полезно человеку, а дурное - это незнание. Философ был убежден в том, что никто не грешит сознательно, что совершающий зло делает это по незнанию. Добродетели можно обучить, так как знание прирождено человеку. Стремление к добру существует у каждого человека от рождения и для превращения его в добродетель необходимо его вспомнить. Процессу воспоминания должен способствовать разработанный Сократом диалектический метод- метод достижения истины через обнаружение и преодоление противоречий, содержащихся в частных мнениях. Общую идею Сократа можно было бы сформулировать так. Истина есть. Она – подлинная реальность и цель познания. Ее неочевидный статус обязывает человека исследовать ее ради подлинного осуществления в собственной жизни. Сократ: 1) закрепил поворот древнегреческой философии от исследования космоса (природы) к антропологии, этике и гносеологии; 2)поставил проблему исследования общего и разработал (рационально-диалектический) метод выведения понятий; 3) связал гносеологию и этику в учении о врожденном знании истины как естественном основании нравственности (этический рационализм). В целом – впервые открыл и продемонстрировал рефлексивную (самоисследующую, критичную) природу философского знания.

К оглавлению