4. Миф как тип мировоззрения. Мифология и философия
Возникновение философии относится к VI в. до нашей эры. В это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и в Древней Греции осуществляется переход от мифологического мировоззрения к философскому. Мифология в древности выступала как форма общественного сознания. Люди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают накопленный ими жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение. Люди, живущие мифом, воспринимают его как саму жизнь. Для мифов характерны следующие черты: • Отождествление фантазии с реальностью. Вера человека в миф не нуждается ни в каком логическом обосновании. Логические доводы – бессильны. • Объяснение действительности в наглядно-образной форме. Миф объясняет реальность не через абстрактные понятия и логические рассуждения, а с помощью наглядных образов и чувственных ассоциаций. •Эмоциональная насыщенность. Миф затрагивает чувства людей. • Представления о сверхъестественных силах предполагают возможность посредством магии влиять на них с целью получить их поддержку. Переход от мифа к философии был подготовлен рядом факторов социального, экономического и духовного характера: развитием аграрного и ремесленного производства, разложением первобытнообщинного строя и возникновением государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни; появлением разделения труда и товарно-денежных отношений; постепенным накоплением знания, которое все больше использовалось в практической жизни людей и способствовало развитию их мировоззрения. Рождение философии – рождение нового типа мышления, который хотя и вынашивается в лоне мифологического мышления, но принципиально отличен от него и выступает как его соперник в построении картины мироздания. Основные различия между мифологией и философией состоят в следующем: • Мифологическое сознание удовлетворяется описаниями, философское требует доказательств. • Философское мышление стремится дать объяснение действительности путем рационального, логического рассуждения, а не посредством повествования, достоверность которого с самого начала ставится вне всяких сомнений. • Средством философского рассуждения служат не наглядные образы и эмоции, а абстрактные понятия. С возникновением философии мифология не вытесняется из культуры. Даже после возникновения философии, мифология всегда соседствует с ней, часто переплетаясь и подпитывая ее на протяжении веков.
К оглавлению
- 2. Место и роль философии в культуре
- 3. Философия как наука
- 4. Миф как тип мировоззрения. Мифология и философия
- 5. Философские мировоззрения, его особенности
- 6. Основные черты буддийской философии
- 7. Сократ
- 8. Платон и платонизм
- 9. Аристотель
- 10. Первые философские школы (Милет)
- 11. «Реалисты» и «номиналисты» в средневековой схоластике
- 12. Основные черты европейской философии Нового времени. Становление науки
- 13. Позитивизм
- 14. Гегель
- 15. И. Кант
- 16. Экзистенциализм
- 17. Философия жизни (Шопенгауэр и Ницше)
- 18. Истоки и особенности формирования русской философии.
- 19. «Западники» и «славянофилы»
- 20. В. С. Соловьев и становление русской религиозной философии
- 21. Понятие бытия. Основные онтологические уровни
- 22. Материя и движение. Пространство и время
- 23. Понятие материи. Структурные уровни материи
- 24. Человек, его сущность и существование
- 25. Индивид, индивидуальность, личность
- 26. Происхождение человека. Природа и сущность человека
- 27. Человек, человечество, Космос
- 28. Проблема сознания; аспекты рассмотрения сознания
- 29. Сознание, самосознание, бессознательное
- 30. Сознание и его роль. Общение
- 31. Феномен языка
- 32. Сущность познания. Гносеология
- 33. Исторические формы познания
- 34. Практика, ее основные формы
- 35. Истина, ее основные признаки и виды
- 36. Человечество как субъект истории
- 37. Глобальные проблемы человечества и пути их разрешения