9. Аристотель
Самым выдающимся учеником Сократа был Платон учитель другого крупнейшего мыслителя античности — Аристотеля, основавшего перипатетическую школу (Ликей). Они создали целостные философские учения, в которых рассмотрели практически весь спектр традиционных философских тем, разработали философскую терминологию и свод понятий, базовый для последующей античной и европейской философии. Общим в их учениях было: различение временной, чувственно-воспринимаемой вещи и ее вечной неуничтожимой, постигаемой умом сущности; учение о материи как аналоге небытия, причине изменчивости вещей; представление о разумном устройстве мироздания, где все имеет свое предназначение; понимание философии как науки о высших началах и цели всякого бытия; признание того, что первые истины не доказываются, но непосредственно постигаются умом. И тот, и другой признавали государство важнейшей формой бытия человека, призванной служить его нравственному совершенствованию. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства. Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя. В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства: Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие. Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей. Аристотель подверг критике платоновскую теорию идей за производимое ею "удвоение" мира. Сам он предложил метафизическое учение о божественном Уме, первоисточнике движения вечно существующего видимого космоса. Аристотель положил начало логике как особому учению о формах мышления и принципах научного знания, выработал ставший образцовым стиль философского трактата, в котором рассматривается сначала история вопроса, затем аргументация за и против основного тезиса путем выдвижения апорий, и в заключение дается решение проблемы.
К оглавлению
- 2. Место и роль философии в культуре
- 3. Философия как наука
- 4. Миф как тип мировоззрения. Мифология и философия
- 5. Философские мировоззрения, его особенности
- 6. Основные черты буддийской философии
- 7. Сократ
- 8. Платон и платонизм
- 9. Аристотель
- 10. Первые философские школы (Милет)
- 11. «Реалисты» и «номиналисты» в средневековой схоластике
- 12. Основные черты европейской философии Нового времени. Становление науки
- 13. Позитивизм
- 14. Гегель
- 15. И. Кант
- 16. Экзистенциализм
- 17. Философия жизни (Шопенгауэр и Ницше)
- 18. Истоки и особенности формирования русской философии.
- 19. «Западники» и «славянофилы»
- 20. В. С. Соловьев и становление русской религиозной философии
- 21. Понятие бытия. Основные онтологические уровни
- 22. Материя и движение. Пространство и время
- 23. Понятие материи. Структурные уровни материи
- 24. Человек, его сущность и существование
- 25. Индивид, индивидуальность, личность
- 26. Происхождение человека. Природа и сущность человека
- 27. Человек, человечество, Космос
- 28. Проблема сознания; аспекты рассмотрения сознания
- 29. Сознание, самосознание, бессознательное
- 30. Сознание и его роль. Общение
- 31. Феномен языка
- 32. Сущность познания. Гносеология
- 33. Исторические формы познания
- 34. Практика, ее основные формы
- 35. Истина, ее основные признаки и виды
- 36. Человечество как субъект истории
- 37. Глобальные проблемы человечества и пути их разрешения