16.Сенсуализм Дж. Локка, д. Юма, Дж. Беркли.
Познание выступает как диалектический процесс активного целенаправленного воспроизведения в системе идеальных образов сущности вещей, явлений объективного мира , включая человека и жизнь общества.
Познание как процесс включает в себя 2 ступени. 1 - чувственное познание (живое созерцание) 2- логическое (рациональное) познание (абстрактное мышление).
Каждая из этих ступеней имеет свои формы:
Формы чувственного познания
1. Ощущение (дает элементарный чувственный образ отдельных свойств предметов и явлений)
2. Восприятие (дает целостный конкретно чувственный наглядный образ предметов и явлений)
3. Представление - чувственно - образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимых по памяти и основанные на ощущениях. Важную роль играет воображение - способность соединять материал не так, как он соединен в действительности.
Сенсуализм (от лат. sensu - чувство) (Д. Локк, Кондильяк и др.) абсолютизирует роль чувственного отражения, отстаивая тезис: нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах.
Сильная сторона сенсуализма о подчеркивании роли чувственного познания как важнейшего источника первичной информации.Слабая - в переоценке чувственного знания, в попытке свести весь процесс познания к различным комбинациям чувственных данных, принизить и свести на нет роль мышления. В итоге сенсуализм всегда пасовал перед вопросом о природе общих понятий, перед математическими истинами и т. д.
Чувственное знание выступает у Локка как неотъемлемый компонент опыта. В этом смысле сенсуалистическое положение "Все знания проистекают из ощущений" впол-не согласуется у него с положением "Все знания приобретаются из опыта".
Видными представителями С. являлись такие англ. философы 17—18 вв.: Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли и Д. Юм. Гоббс под влиянием Г. Галилея, П. Гассенди и др. рассматривал чувственные качества как формы восприятия, а не свойства самих вещей, разграничивая, напр., протяженность, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом. Локк настаивал, что все знание происходит из внешнего и внутреннего опыта, из ощущений и рефлексии. В основе знания лежат простые идеи, из которых посредством соединения, сопоставления, абстрагирования разум образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). По мнению Локка, уму присуща спонтанная сила, и познание истинно постольку, поскольку идеи соответствуют действительности.
Беркли считал, что для вещи «быть» всегда означает «быть воспринимаемой». Идеи (ощущения), т.е. субъективные качества, пассивны и непроизвольны, и содержание ощущений не зависит от нас. Вместе с тем, нарушая исходный принцип своей теории познания, Беркли ввел идею Бога, деятельностью которого определил возникновение всех идей человеческого духа.
Юм добавлял к «внешнему опыту», из которого исходили все прежние представители С. «внутренний опыт». Первичными восприятиями он считал непосредственные впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичными — чувственные образы памяти (идеи) и впечатления внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти). Он утверждал зависимость простых идей (т.е. чувственных образов памяти) от внешних впечатлений, а образование сложных идей трактовал как психологические ассоциации простых идей.
С. Юма послужил фундаментом позитивизма и неопозитивизма 19—20 вв.
- 1.Специфика философского знания
- 2Мировоззрение и его исторические типы:мифология.
- 3Мировоззрение и его исторические типы:религия.
- 4. Исторические этапы становления философии.
- 5. Структура философского знания.
- 6. Философия Древней Индии: индуизм,
- 7. Философия Древнего Китая
- 8. Проблема человека в учениях софистов и
- 9. Проблема бытия в античной философии.
- 10. Античная философия Демокрит и
- 11. Философия Аристотеля.
- 12. Средневековая патристика учение а.Августина
- 13. Средневековая схоластика учение ф.
- 14. Философия Нового времени. Эмпиризм
- 15. Рационализм р. Декарта.
- 16.Сенсуализм Дж. Локка, д. Юма, Дж. Беркли.
- 17. Социально-политические учения Нового
- 18. Немецкая классическая философия кант
- 19. «Абсолютный идеализм» г. Гегеля.
- 20. Философия марксизма.
- 21. Иррационализм хiх века Артур
- 22. Философия жизни ф. Ницше.
- 23. Философия экзистенциализма.
- 24.Концепция личности в учении з. Фрейда.
- 25. Концепция «всеединства» Вл. Соловьева.
- 26. Проблема свободы в философии
- 27.Философские направления хх века: феноменология, неопозитивизм,постмодернизм.
- 28. Историческое становление онтологии как учения о бытии
- 30. Пространство и время как формы
- 31.Движение и развитие. Диалектика бытия и всеобщие законы развития.
- 32. Основные гносеологические концепции в истории философии.
- 33. Проблема субъекта и объекта познания.
- 34. Основные типы знания. Критерии научности знания.
- 35. Понятие и основные концепции истины в
- 37. Критический рационализм к. Поппера.
- 38. Концепция исследовательских программ
- 39. Философия науки т.Куна .
- 40. Герменевтика как методологиясоциально- гуманитарного познания.
- 41. Проблема человека в историко-философском контексте.
- 42. Проблема антропогенеза: биологическоеи социальное в человеке.
- 43. Философский смысл проблемы сознания.
- 44.Человеческая личность: свобода, необходимость, ответственность
- 45. Специфика социально- гуманитарного познания. Предмет изучения социальной
- 46.Основные направления социальной философии.
- 47. Философия политики: предмет и основные проблемы
- 48.Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
- 49. Философские представления об историческом процессе. Человек и исторический прогресс. Роль субъективного фактора в истории.
- 50.Взаимодействие цивилизаций и возможные сценарии будущего