32. Основные гносеологические концепции в истории философии.
Наивный реализм – познавательная концепция, которая 1) признает существование реальности за пределами человеческого сознания (объективной реальности); 2) утверждает возможность познания объективной реальности такой, как она есть; 3) считает, что истина о реальности дается сознанию в непосредственном опыте.
Дуалистический реализм – концепция познания, которая 1) признает существование объективной реальности; 2) утверждает возможность ее познания человеком; 3) считает, что познание осуществляется путем образования в сознании уменьшенных копированных изображений физических предметов (происходит удвоение физических предметов в идеальном плане сознания – отсюда «дуализм»).
Критический реализм (теория воздействия) – концепция познания, которая 1) признает объективную реальность; 2) считает возможным для человека ее достоверное познание; 3) утверждает, что познание предметов происходит путем формирования в сознании их символических образов в результате воздействия их на органы чувств.
Феноменализм – концепция познания, которая 1) признает существование объективной реальности; 2) отрицает возможность ее подлинного познания человеком; 3) считает, что истина о мире гораздо больше определяется свойствами сознания, чем воздействием на него предметов реальности.
Субъективный идеализм – концепция познания, которая 1) отрицает существование объективной реальности и считает все существующее продуктом человеческого сознания; 2) проблему истинности знания считает излишней: все содержание реальности является одновременно и содержанием сознания (т.е. открыто ему); работа познания состоит лишь в отделении устойчивых, необходимых представлений сознания от единичных, случайных.
Объективный идеализм – концепция познания, которая 1) признает объективную реальность, трактуя ее идеалистически, как универсальную разумность; 2) считает, что она познаваема; 3) определяет познание как отношение между субъективной разумностью и объективным универсальным разумом: субъективный разум (умозрительно) познает содержание объективного.
Интуитивизм – концепция познания, которая 1) признает объективную реальность; 2) считает возможным ее познание человеком; 3) познание трактует как основное отношение бытия: субъект и объект познания не противостоят друг другу, а составляют единое целое как элементы бытия; на этой целостности основано содержательное единство субъекта и объекта познания; познание в этом случае представляет собой распознавание, различение субъектом данных ему в непосредственном и целостном восприятии отдельных внешних предметов и собственных сознательных актов; т.е. познание трактуется как направленное и различающее внимание.
- 1.Специфика философского знания
- 2Мировоззрение и его исторические типы:мифология.
- 3Мировоззрение и его исторические типы:религия.
- 4. Исторические этапы становления философии.
- 5. Структура философского знания.
- 6. Философия Древней Индии: индуизм,
- 7. Философия Древнего Китая
- 8. Проблема человека в учениях софистов и
- 9. Проблема бытия в античной философии.
- 10. Античная философия Демокрит и
- 11. Философия Аристотеля.
- 12. Средневековая патристика учение а.Августина
- 13. Средневековая схоластика учение ф.
- 14. Философия Нового времени. Эмпиризм
- 15. Рационализм р. Декарта.
- 16.Сенсуализм Дж. Локка, д. Юма, Дж. Беркли.
- 17. Социально-политические учения Нового
- 18. Немецкая классическая философия кант
- 19. «Абсолютный идеализм» г. Гегеля.
- 20. Философия марксизма.
- 21. Иррационализм хiх века Артур
- 22. Философия жизни ф. Ницше.
- 23. Философия экзистенциализма.
- 24.Концепция личности в учении з. Фрейда.
- 25. Концепция «всеединства» Вл. Соловьева.
- 26. Проблема свободы в философии
- 27.Философские направления хх века: феноменология, неопозитивизм,постмодернизм.
- 28. Историческое становление онтологии как учения о бытии
- 30. Пространство и время как формы
- 31.Движение и развитие. Диалектика бытия и всеобщие законы развития.
- 32. Основные гносеологические концепции в истории философии.
- 33. Проблема субъекта и объекта познания.
- 34. Основные типы знания. Критерии научности знания.
- 35. Понятие и основные концепции истины в
- 37. Критический рационализм к. Поппера.
- 38. Концепция исследовательских программ
- 39. Философия науки т.Куна .
- 40. Герменевтика как методологиясоциально- гуманитарного познания.
- 41. Проблема человека в историко-философском контексте.
- 42. Проблема антропогенеза: биологическоеи социальное в человеке.
- 43. Философский смысл проблемы сознания.
- 44.Человеческая личность: свобода, необходимость, ответственность
- 45. Специфика социально- гуманитарного познания. Предмет изучения социальной
- 46.Основные направления социальной философии.
- 47. Философия политики: предмет и основные проблемы
- 48.Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
- 49. Философские представления об историческом процессе. Человек и исторический прогресс. Роль субъективного фактора в истории.
- 50.Взаимодействие цивилизаций и возможные сценарии будущего