41. Проблема человека в историко-философском контексте.
Проблема человека в философии – это, прежде всего, вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причем не только чем он фактически является, но и чем может быть, может ли он стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь и т.д.
Человеческая проблематика чрезвычайно многоаспектна. Это и проблема соотношения телесного и духовного, биологического и социального в человеке, и проблема смысла его бытия, проблема отчуждения личности, а также ее свободы и самореализации, стимулов и мотивов поведения, выбора поступков, целей и средств деятельности и т.д. Эти вопросы издавна волновали людей. Уже в самых ранних письменных источниках сохранились свидетельства самопознания человека, попыток сопоставления и противопоставления своего бытия миру, попыток понять свою природу и возможности. Иными словами, вопрос о человеке и смысле его бытия имеет длительную философскую традицию.
Первые представления о человеке возникают задолго до самой философии. На начальных этапах истории людям присущи мифологические и религиозные формы самосознания. В преданиях, сказаниях, мифах раскрывается понимание природы, предназначения и смысла человека и его бытия. Вдревнегреческой философии первоначально человек не существует сам по себе, а лишь в системе определенных отношений, воспринимаемых как абсолютный порядок и космос. Со всей своей природной и социальной средой, соседями и полисом, неодушевленными и одушевленными предметами, животными и богами он живет в едином, нераздельном мире.
В средние века человек рассматривается прежде всего, как часть мирового порядка, установленного Богом. А представление о нем самом, как оно выражено в христианстве, сводится к тому, что человек есть «образ и подобие Бога». Но согласно этой точки зрения в реальности этот человек внутренне раздвоен вследствие его грехопадения.
Философская антропология эпохи Возрождения формируется под влиянием зарождающихся капиталистических отношении, научного знания и новой культуры, получившей название гуманизм.
Если религиозная философия Средневековья решала проблему человека в мистическом плане, то философия эпохи Возрождения (Ренессанса) ставит человека на земную основу и на этой почве пытается решить его проблемы. В противоположность учению об изначальной греховности человека она утверждает естественное стремление его к добру, счастью и гармонии. Ей органически присущи гуманизм и антропоцентризм.
В связи с бурным развитием естествознания, в философии Нового времени, человек в основном трактуется как земное, природное существо, обладающее разумом. Именно в мышлении, в разумности Р.Декарт, например, видел сущность человека. Широко известен его знаменитый тезис: «Я мыслю, следовательно, я существую». По мнению Декарта, мышление - единственное достоверное свидетельство человеческого существования. Однако дуализм общей философской позиции Декарта сказался и на его понимании человека. Так, хотя он и говорил о единстве души и тела, но полагал, что душу создал бог и вложил ее в тело человека.
Т. Гоббс, и Б. Спиноза в более последовательной форме развивали позиции материализма в понимании человека. Для них человек - часть природы, в которой соединяются материальное и духовное, причем духовное внутренне присуще материальному. И Гоббс, и Спиноза утверждали естественное равенство людей.
Эта натуралистическая концепция в трактовке человека получила в дальнейшем свое обоснование и развитие в философско-антропологических концепциях французских материалистов-просветителей XVIII в.: Д. Дидро, Ж. Ламетри, П. Гольбаха, К.А. Гельвеция и др. И если Ж. Ламетри и Д. Дидро делали акцент на естественнонаучной проблематике человека, то П. Гольбах и К.А. Гельвеций - на социальной, на взаимосвязи человека, общества и истории. Французские материалисты рассматривали человека как величайшее творение природы, целиком и полностью подчиненное ее законам.
Учение французских материалистов XVIII в. о человеке явилось существенным шагом вперед, если не в решении, то в постановке вопроса. Но их концепция человека носила механистический характер, ибо человек уподоблялся механическому агрегату. Гольбах считал, что человек - это та же машина. Аналогичные взгляды высказывал и Ламетри в работе «Человек - машина». Однако они уже достаточно близко подходят к пониманию роли социальных факторов в развитии человека. Например, Гельвеций причины «умственного» неравенства людей видел в несовершенстве «форм правления» в той или иной стране, а основным средством решения всех проблем человека считал его «совершенное воспитание». Гельвеций полагал, что людям недостает только просвещения и «пусть они только узнают себя, пусть они приобретут ясные идеи о нравственности - и они станут счастливыми и добродетельными»
- 1.Специфика философского знания
- 2Мировоззрение и его исторические типы:мифология.
- 3Мировоззрение и его исторические типы:религия.
- 4. Исторические этапы становления философии.
- 5. Структура философского знания.
- 6. Философия Древней Индии: индуизм,
- 7. Философия Древнего Китая
- 8. Проблема человека в учениях софистов и
- 9. Проблема бытия в античной философии.
- 10. Античная философия Демокрит и
- 11. Философия Аристотеля.
- 12. Средневековая патристика учение а.Августина
- 13. Средневековая схоластика учение ф.
- 14. Философия Нового времени. Эмпиризм
- 15. Рационализм р. Декарта.
- 16.Сенсуализм Дж. Локка, д. Юма, Дж. Беркли.
- 17. Социально-политические учения Нового
- 18. Немецкая классическая философия кант
- 19. «Абсолютный идеализм» г. Гегеля.
- 20. Философия марксизма.
- 21. Иррационализм хiх века Артур
- 22. Философия жизни ф. Ницше.
- 23. Философия экзистенциализма.
- 24.Концепция личности в учении з. Фрейда.
- 25. Концепция «всеединства» Вл. Соловьева.
- 26. Проблема свободы в философии
- 27.Философские направления хх века: феноменология, неопозитивизм,постмодернизм.
- 28. Историческое становление онтологии как учения о бытии
- 30. Пространство и время как формы
- 31.Движение и развитие. Диалектика бытия и всеобщие законы развития.
- 32. Основные гносеологические концепции в истории философии.
- 33. Проблема субъекта и объекта познания.
- 34. Основные типы знания. Критерии научности знания.
- 35. Понятие и основные концепции истины в
- 37. Критический рационализм к. Поппера.
- 38. Концепция исследовательских программ
- 39. Философия науки т.Куна .
- 40. Герменевтика как методологиясоциально- гуманитарного познания.
- 41. Проблема человека в историко-философском контексте.
- 42. Проблема антропогенеза: биологическоеи социальное в человеке.
- 43. Философский смысл проблемы сознания.
- 44.Человеческая личность: свобода, необходимость, ответственность
- 45. Специфика социально- гуманитарного познания. Предмет изучения социальной
- 46.Основные направления социальной философии.
- 47. Философия политики: предмет и основные проблемы
- 48.Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
- 49. Философские представления об историческом процессе. Человек и исторический прогресс. Роль субъективного фактора в истории.
- 50.Взаимодействие цивилизаций и возможные сценарии будущего