13. Средневековая схоластика учение ф.
Аквинского.
Эпоха схоластики (9 – 14 вв.) знаменует собой период расцвета средневековой философии. Если в предшествующий период, в эпоху патристики, происходило формирование основных положений средневековой философии в борьбе против язычества, то перед схоластической философией стояли принципиально иные задачи.Философы-схоласты не стремились к поиску нового, они желали выявить все возможности, заложенные в утверждаемых христианским мировоззрением принципах (креационизм, фидеизм, Откровение и пр.). Схоласты пытались создавать философские системы, в рамках которых можно было бы ответить средствами логики на любой вопрос. Естественно, такие системы не должны были противоречить доктрине католической церкви. Для схоластики было характерно возрастание роли разума и стремление привлечь разум и его доводы к решению богословских и научных проблем. В этот период была достигнута определённая гармония между верой и разумом. Схоласты стремились к получению полного знания о мире с помощью анализа и дедуктивного выведения логически стройной системы понятий.
В решении вопроса об универсалиях выступал с позиций умеренного реализма, признавая троякое существование универсалий: 1. до вещей (в уме Бога), 2. в вещах (как их форма), 3. после вещей (в уме человека).
Одним из самых интересных моментов философии Аквината являются выдвинутые им 5 физико-космологических доказательств бытия Бога. Они получили такое название из-за того, что Фома, видя несовершенство исходящего из мысли о бытии Бога онтологического доказательства Ансельма Кентерберийского, решил, что прийти к познанию Бога можно путём наблюдения над явлениями природы, свидетельствующими о наличии Бога. Эти пять доказательств заключаются в следующем:
1. От движения. Всё, что движется, должно иметь что-то источником своего движения, но ряд движений не может идти в бесконечность; следовательно, есть конечный источник всякого движения, таковым и является Бог. Бог оказывается неподвижным перводвигателем, приводящим в движение всё мироздание.
2. От производящей причины. Это доказательство похоже на первое. Мы видим, что у всякого события есть своя причина, у этой причины есть своя причина и т.д. Однако цепь причин и следствий не может уходить в бесконечность, поэтому должна существовать конечная производящая причина всего в мире, которая своей причины, внешней по отношению к себе, не имеет. Этой причиной и является Бог.
3. От возможности и необходимости. У каждой вещи есть бесчисленное количество возможностей, но реализуется, превращается в действительность лишь одна из возможностей. Бог есть как верховная необходимость реализации исключительно одной, наилучшей возможности. По сути, Бог оказывается гарантом необходимого существования всех явлений в мире.
4. От степеней совершенства. Среди вещей есть более совершенные и менее совершенные. Но если мы имеем представление о совершенстве и несовершенстве, у нас должно быть абсолютное мерило, с которым мы сопоставляем встречающиеся нам вещи. Таким пределом всякого совершенства (абсолютной истиной, благом, красотой) и будет Бог.
5. От порядка в мироздании. Всё в мире подчиняется целесообразности и строгим закономерностям. Самостоятельно целесообразность мироздания возникнуть не может. Обязательно должно быть начало, которое вносит и постоянно поддерживает в мироздании порядок и гармонию. Таким источником порядка может быть только творец и устроитель мира – Бог. Выдвинутые Фомой физико-космологические доказательства бытия Бога (в отличие от онтологического аргумента Ансельма) были приняты католической церковью. Учение о познании.
Фоме Аквинскому удалось создать самую значительную и цельную систему в средневековой философии. Его учение стало и остаётся до сих пор официальной философией католической церкви, а сам Фома Аквинский причислен к лику святых. В 19-20 вв. большое влияние в религиозной философии имеет неотомизм, попытка развить учение Аквината, приспособив его к современным реалиям и новому уровню научных знаний о мире.
- 1.Специфика философского знания
- 2Мировоззрение и его исторические типы:мифология.
- 3Мировоззрение и его исторические типы:религия.
- 4. Исторические этапы становления философии.
- 5. Структура философского знания.
- 6. Философия Древней Индии: индуизм,
- 7. Философия Древнего Китая
- 8. Проблема человека в учениях софистов и
- 9. Проблема бытия в античной философии.
- 10. Античная философия Демокрит и
- 11. Философия Аристотеля.
- 12. Средневековая патристика учение а.Августина
- 13. Средневековая схоластика учение ф.
- 14. Философия Нового времени. Эмпиризм
- 15. Рационализм р. Декарта.
- 16.Сенсуализм Дж. Локка, д. Юма, Дж. Беркли.
- 17. Социально-политические учения Нового
- 18. Немецкая классическая философия кант
- 19. «Абсолютный идеализм» г. Гегеля.
- 20. Философия марксизма.
- 21. Иррационализм хiх века Артур
- 22. Философия жизни ф. Ницше.
- 23. Философия экзистенциализма.
- 24.Концепция личности в учении з. Фрейда.
- 25. Концепция «всеединства» Вл. Соловьева.
- 26. Проблема свободы в философии
- 27.Философские направления хх века: феноменология, неопозитивизм,постмодернизм.
- 28. Историческое становление онтологии как учения о бытии
- 30. Пространство и время как формы
- 31.Движение и развитие. Диалектика бытия и всеобщие законы развития.
- 32. Основные гносеологические концепции в истории философии.
- 33. Проблема субъекта и объекта познания.
- 34. Основные типы знания. Критерии научности знания.
- 35. Понятие и основные концепции истины в
- 37. Критический рационализм к. Поппера.
- 38. Концепция исследовательских программ
- 39. Философия науки т.Куна .
- 40. Герменевтика как методологиясоциально- гуманитарного познания.
- 41. Проблема человека в историко-философском контексте.
- 42. Проблема антропогенеза: биологическоеи социальное в человеке.
- 43. Философский смысл проблемы сознания.
- 44.Человеческая личность: свобода, необходимость, ответственность
- 45. Специфика социально- гуманитарного познания. Предмет изучения социальной
- 46.Основные направления социальной философии.
- 47. Философия политики: предмет и основные проблемы
- 48.Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
- 49. Философские представления об историческом процессе. Человек и исторический прогресс. Роль субъективного фактора в истории.
- 50.Взаимодействие цивилизаций и возможные сценарии будущего