logo
otvety_na_filosofiyu

2Мировоззрение и его исторические типы:мифология.

Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем

человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому

себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы,

принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания. Полученные

знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в

мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и

самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека- это

определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому

или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение, которое

основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно

– эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных

неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями)

социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа,

безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет

«все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является

наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой

мировоззрения.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она

возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество

в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие

глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом,

возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей.

Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные

устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось

различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным

испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое

место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении

ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных. Таким образом, миф — это не первоначальная форма знания, а особый вид

мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о

явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме

человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований,

нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если

применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь

имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного

сопереживания (так мы употребляем этот термин в высказываниях «сердце дает

о себе знать», «познать женщину» и т. д.).

Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать свое

знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало

как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном

сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что

действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как

ее неотделимая частица.

Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был

генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения

природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого

породил. Так, в знаменитой «Теогонии» Гесиода и в «Илиаде» и «Одиссее»

Гомера — наиболее полном собрании древнегреческих мифов — процесс творения

мира представлялся следующим образом. В начале существовал лишь вечный,

безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все

возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса

произошла и богиня Земля — Гея. Из Хаоса, источника жизни, поднялась и

могучая, все оживляющая любовь — Эрос.

Безграничный Хаос породил Мрак — Эреба и темную Ночь — Нюкту. А от Ночи

и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера.

Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо — Урана,

и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы,

рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы и Море

рождены матерью Землей, у них нет отца. Дальнейшая история порождения мира

связана с браком Земли и Урана — Неба и их потомков. Аналогичная схема

присутствует в мифологии других народов мира. Например, можем познакомиться

с такими же представлениями древних евреев по Библии — Книга Бытия.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о

прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким

образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало

духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному

человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.

Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их

развития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном

обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные

нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами

общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии.

Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между

миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким

образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной

мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия. А каковы

же были взаимоотношения мифологии и религии и в чем состоит их специфика

при разрешении мировоззренческих вопросов?

Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное

мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не

дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия

апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не

«смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом

разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог

– стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как

откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна,

за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не

оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие

образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на

Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то,

что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших

ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним

жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в

земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы

оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному

критерию.

Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в мифах представления

тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном

обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако

было бы неправильным однозначно утверждать, что они были нераздельны.

Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно

независимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях

развития общества мифология и религия составляли единое целое. С

содержательной стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих конструкций,

мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются

«религиозными», а другие — «мифологическими». Однако религия имеет свою

специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческих

конструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира на

естественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этим

мировоззренческим конструкциям (отношение веры). Разделение мира на два

уровня присуще мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение

веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии

обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая

система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление

определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф

становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую

систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему,

приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-

практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой

формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов,

обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие

чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга,

справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связывая их

присутствие со священным, сверхъестественным.