logo search
Философия - Учебники / Канке / Канке

Обзор: исторические формы отношения человека к природе

Античная философия космоцентрична, космос по­нимается как неразделенность природы и человека. Гре-

238

ческие философы не противопоставляют природу чело­веку. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согла­сии и гармонии с природой.

Средневековая христианская философия пони­мает природу как последнее звено лестницы, которая ведет вниз, от Бога к человеку и от человека к приро­де. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Иногда дело доходит до умерщвления плоти. В глобальном масштабе человек средневековья не меньше, чем человек античности, подчинен природным закономерностям и ритмам.

• В Новое время природа впервые становится объ­ектом тщательного научного анализа и вместе с тем по­прищем активной практической деятельности челове­ка, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают. Природа понимается как объект приложения сил человека в соответствии с данными ес­тественных наук, физики, химии, биологии.

• В XX веке (20-е годы) на фоне превращения де­ятельности человека в планетарную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем ЕМ. Вернадским и французскими философами Т. де Шарденом и Е. Ле-Руа вырабатывается концепция ноосфе­ры. Ноосфера — это область господства разума. Име­ется в виду, что к XX веку единство природы и человека достигло нового качественного уровня. Те­перь человек должен руководить ходом природных процессов. И делать это следует на основе разума. Ве­ра в силу разума объединяет философов ноосферы с философами Нового времени.

Из четырех ведущих философских направлений наших дней — феноменологии, герменевтики, анали­тической философии и постмодернизма — тема приро-

239

ды занимает достойное место только в аналитической философии и герменевтике.

В аналитической философии стремятся реализовать научный, а также научно-технический подход к при­роде. Ее содержание интерпретируется на основе дан­ных естественных наук. Природа — это то, что описы­вается совокупностью естественных наук. При этом надо иметь в виду, что в XX веке по сравнению с Но­вым временем в естественных науках достигнуты впе­чатляющие успехи.

Герменевтики рассматривают природу как вклю­ченную в бытие-в-мире человека. Человек находится в мире, поэтому ему предстоит понять природу, что он делает посредством умеренной, а не хищнической прак­тической деятельности. Надо, мол, понять зов самой при­роды.

Наш краткий исторический обзор показывает, что человек всегда находился и находится в некотором соотношении с природой, которое он определенным образом интерпретирует. Человек изначально нахо­дится в условиях, когда в силу самого факта своего су­ществования он постоянно вынужден проверять при­роду на «человечность». С этой целью он использует все доступные ему средства, в том числе и философию.

О природе толкуется не только в так называемых естественных науках, к которым относят физику, хи­мию, геологию, биологию, но и в философии.