Приложение 1. Курс Философии в таблицах
Таблица 1. Четыре эпохи в философии
№ п/п
| Историческая эпоха философии
| Основной философский интерес
|
1
| Античность VI в. до н.э.— III в. н.э.
| Космос
|
2
| Средние века IV— XIV вв.
| Бог
|
3
| Новое время XV— XIX вв.
| Человек и общество
|
4
| Новейшее время XX в.
| Язык
|
Таблица 2. Античная философия
Этап
| Основной философский интерес
|
Натурфилософия
| Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.) Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.) Числа (Пифагор и др.) |
Интеллектуализм
| Идеи (Сократ, особенно Платон и др.) Форма (Аристотель и др.) |
Эллинистическая философия | Самодостаточность человека (киники) Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы) Человек и его космическая судьба (стоики) Мудрое молчание (скептики) |
Неоплатонизм | Иерархия: Единое — Благо — Мировой Ум — Мировая Душа — Материя |
250
Таблица 3. Средневековая философия
Этап | Основные идеи | Основной интерес |
Философ- ствование в вере | Люби Бога, и тогда делай, что хочешь | Монотеизм |
Теоцентризм | ||
Воля как сущность личности
| Креационум | |
(Августин) | Вера в Бога | |
| Свобода как черта воли (а не разума)
| Любовь к Богу |
Надежда на спасение | ||
Добрая воля | ||
Гармониза- ция веры и разума | Вера ведет разум, разум подкрепляет веру | Совесть |
Духовность человека | ||
Символизм | ||
(Фома Аквинский) | Философия — это введение к религии |
|
| ||
| Свобода человека как разумная воля движения к совер- шенству Бога |
|
Примечание. В таблице в соответствии с избранной крупномасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика «Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Возрождения. Безусловно, такие возрожденческие философы, как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают самых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпохи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштабности с творениями Декарта, Локка, Канта.
251
Таблица 4. Философия Нового времени
Этап | Авторы философских концепций | Основной интерес |
XV-XVI вв. |
| Гуманизм Эстетическое отношение к действительности |
XVII в. | Декарт | Ясные идеи и дедуктивные построения теории |
Локк | Теория познания: сенсуализм | |
XVIII в.
| Кант
| Априорные принципы и их воплощение в науке и морали |
XIX в.
| Гегель | Универсальная системная философия идей |
Маркс | Концепция общественного руда, критика капитализма | |
Ницше | Критика «разумных» ценностей |
Таблица 5. ФилософияXXвека
Главное философское направление | Главный философский интерес |
Феноменология | «Работа» сознания с феноменами |
Герменевтика | Бытие человека в мире, поиск сущего |
Аналитическая философия | Логический анализ языка, употребление языка |
Постмодернизм | Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм |
252
Таблица 6. Философия о человеке
Историческая эпоха философии | Что такое человек? |
Античность | Микрокосм Душа + тело ) Душа есть проявление идеи (Платон) Душа — это форма человека (Аристотель) |
Средние века | Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести. |
Новое время | Существо разумное и действующее по законам разума (Локк, Кант). Проявление общественных отношений (Маркс). Существо волевое и страстное (Ницше). |
XX век | Существо, осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи). Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики). Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики). Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты). Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи). |
253
Таблица 7. Философия об обществе
Историческая эпоха философии | Что такое общество? |
Античность | Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости. |
Средние века
| «Град земной», стремящийся к «граду небесному». |
Новое время
| Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором (Локк, Руссо). Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс). |
XX век
| Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.). Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.). |
Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским.
254
Таблица 8. Три главные ценности
Сферы жизнедеятельности человека | Главные ценности |
Практическая жизнь | Добро |
Чувственно-эстетическая жизнь | Красота |
Научная деятельность | Истина |
Примечание. Ценность — это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использования определенных философских методов.
Таблица 9. Философия о красоте
Историческая эпоха философии | Что такое красота? |
Античность | Космически гармоничное и соразмерное |
Средние века | Символ божественного |
Новое время | Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготеющего к принципам симметрии, пропорции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравновешенности композиций (классицизм). Характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способности личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру (романтизм). |
255
Окончание табл. 9
Историческая эпоха философии
| Что такое красота?
|
XX в. | Ценность, выработанная на основе феноменологического метода и выражающая единство человека и произведения искусства (феноменология). Сущность произведения искусства, ее открытие человеку в качестве истины (герменевтика). Эмоция (аналитическая философия). Воображение реально непредставимого, вызывающее чувство возвышенного (постмодернизм). |
Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная ценность чувственно-эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.
Таблица 10. Философия о добре
Историческая эпоха философии | Идеалы добра | Основные добродетели человека |
Античность | Благо | Мудрость, справедливость, мужество |
Средние века | Бог | Вера, любовь, надежда, совесть |
256
Окончание табл. 10
Историчес- кая эпоха философии |
Идеалы добра
| Основные добродетели человека |
|
Новое время | Рассудочный свобод- ный человек (Локк, Руссо). | Рассудочность, сво- бода. |
|
| |||
| |||
| Абсолютный нравст- венный закон (Кант). | Разумность, свобода. |
|
|
| ||
| Общество без эксплуатации (Маркс). | Преданность делу пролетариата. |
|
|
| ||
| Сверхчеловек (Ницше). | Воля к власти. |
|
|
| ||
XX век | Положительные цен- ности (феноменологи). | Умение пользоваться феноменологическим методом. |
|
| Достижение единства с сущим, с сущностью вещей (герменевтики). | Адекватно отвечать на зов вещи, соответствовать ему. |
|
| Умение посредством анализа языка учиты- вать последствия по- ступков (аналитики). | Быть последователь- ным в своих дейст- виях. |
|
| Деконструкция лого- и других центризмов (постмодернизм). | Умение «рассеивать» устоявшиеся ценно- сти. |
|
257
Таблица 11. Три концепции чувственного познания
Философская концепция | Основное содержание концепции |
Локка | Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциями. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи. |
Канта | Чувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами. |
Гуссерля | Чувства вовлекаются в потоке воображения, так образуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства. |
Таблица 12. Что такое рациональное познание?
Историческая эпоха философии | Природа рационального познания |
Античность | Идеи — это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон). Сущность — это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражения в правилах логики (Аристотель). |
258
Окончание табл. 12
Историческая эпоха философии | Природа рационального познания |
Средние века | Рациональное познание оперирует универсалиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в самих вещах (средневековый реализм). Общее не существует, слова обозначают единичные вещи (номинализм). Общее представляет собой мысли — обобщения, концепции (концептуалисты). |
Новое время | Человеку врождены ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это — рационализм. Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможность логики (Кант). Мысли — это продукт обработки чувств (сенсуализм Локка). Мышление — это наивысшая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель). Мышление и логика есть отображение практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс). |
Таблица 13. Три современные концепции истины
Концепция истины | Что такое истина? |
Соответствия | Соответствие высказываний фактам. |
Когерентности | Согласованность высказываний, их непротиворечивость. |
Прагматическая | Убеждения, способствующие успеху практики. |
259
Таблица 14. Что такое истина?
Историческая эпоха философии | Природа истины |
Античность | Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель). |
Средние века | Бог, вот что является истиной. |
Новое время | Истина — это соответствие чувств и идей фактам. |
XX в. | Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтики). Истина — это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики). |
Таблица 15. Уровни научного исследования
Уровень научного исследования | Цели исследования |
Эмпирический | Добыть новые экспериментальные факты. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности. |
Теоретический | Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой. |
260
Таблица 16. Три теоретических метода
Теоретический метод | Характеристика |
Аксиоматический | Основанием теории избираются аксиомы. Из аксиом выводят теоремы. Сопоставление знания с экспериментальными фактами не проводится. |
Гипотетико-дедуктивны | Выдвигаются гипотезы, из них дедуцируются новые сведения. Эффективность гипотез выявляется в процессе сопоставления теории с экспериментальными фактами. |
Прагматический | Интерпретация фактов проводится на основе ценностей. |
Таблица 17. Философия языка
Философская концепция языка | Главное содержание философских концепций языка |
Философия имени | Имя — это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных признаков (номиналисты) |
Философия предложения | Главной единицей языка, текста является предложение, высказывание. Предложение, если оно построено правильно, обладает значением и смыслом, функцией истинности/ложности |
261
Окончание табл. 17
Философская концепция языка | Главное содержание философских концепций языка |
Философия ценностных установок | Главной единицей языка является текст, для которого характерными являются ценностные установки автора, те цели, достижения которых он добивается. |
Таблица 18. Философия техники
Историческая эпоха философии | Интерпретации природы техники |
Античность | Техника — это воплощение умений ремесленника. Знание общего выше технического знания. |
Средние века | Техника — это творчество человека в качестве отблеска божественного творчества. |
Новое время | Техника — опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы. Техника — это самостоятельная сила, которая в качестве средств труда определяет развитие общества (Маркс). |
262
Окончание табл. 18
Историческая эпоха философии | Интерпретации природы техники |
XX век | Техника при недостатке феноменологической работы выступает как продолжение науки и вместе с тем умаление жизненного мира человека (Гуссерль и другие феноменологи). Техника — это преграда, опасность, которую человек сам поставил перед собой, не продумав ее содержание и самое главное то, в какой степени техника соответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герменевтики). Техника — это воплощение рациональности человека (аналитики). Техника — это проявление наиболее подходящего реалиям нашей эпохи технического подхода, точнее, философии технического подхода (Г.П. Щедровицкий). |
Таблица 19. Философия природы
Историческая эпоха философии | Интерпретация специфики природы |
Античность | Природа — это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной. |
Средние века | Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог — человек — природа именно последним звеном является природа. |
263
Окончание табл. 19
Историческая эпоха философии | Интерпретация специфики природы |
Новое время | Природа — это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчинить ее себе. |
XX век | Природа — это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден). Природа — это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевтики). Природа — это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики). Природа — это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание). |
264
Таблица 20. Второй (неприродный) пол
Мужественность
| Женственность
| Молодость
|
Логичность, склонность к обобщению, абстрактному мышлению,рациональность, практичность, решительность, постоянство, властность | Интуитивность, интерес к конкретному, чувствительность, сентиментальность, осторожность, тщательность, сострадательность, изменчивость | Жизненная непосредственность, стремление к неформальной общности, непрактичность, склонность к новациям, свободолюбие |
Таблица 21. Две интерпретации образования
Образование — это подготовка
| Образование — это усвоение достижений культуры
|
Образование — это путь к приобретению тех навыков, которые нужны непосредственно на будущем рабочем месте. Ничего лишнего, только самое необходимое. Философия на рабочем месте не нужна. | Образование — это максимально действенное включение человека в культуру человечества как одного целого. Подготовка нужна, но ее смысл состоит во всестороннем культивировании таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответственность. Философия занимает в образовании достойнейшее место. |
265
- В а. Канке философия Учебное пособие
- 1. Античная философия 8
- Предисловие
- Введение. Что такое философия? смысл слова «философия»
- Два примера философствования
- Научность Философии
- Эстетичность, чувственностъ Философии
- Практичность, или моральность Философии
- Философия как реализация полноты жизни человека
- Функции (значимость) Философии
- Назначение Философии
- Основные выводы
- Сколько этапов развития прошла философия за 2,5 тысячи лет
- Первая головоломка античной Философии: многое и единое
- Единое — это материальная субстанция
- Единое - это числа. Пифагор
- Многое не существует. Сюрпризы элеатов
- Единое — это атомы и пустота
- Подведение итогов. Натурфилософия
- 1.2. Высокий интеллектуализм сократа, платона и аристотеля Философия Сократа
- Философия аристотеля
- 1.3. Эллинистическая философия александр македонский открывает новую эпоху
- Кинизм (цинизм)
- Эпикуреизм: счастье — это умеренное наслаждение
- Стоицизм: счастье - это жизнь в соответствии с космический законом
- Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными
- Неоплатонизм
- Судьба античной философии
- Основные черты античной философии
- 2. Средневековая философия философия и религия
- Основные библейские идеи философского значения
- Сущность Бога
- Можно ли доказать существование бога?
- Да или нет? Верующий или атеист?
- 3. Философия нового времени
- 3.1. Философия эпохи возрождения Два центра: Бог и человек
- Основные идеи Возрожденческой Философии
- 3.2. Философия от декарта до канта (XVII-xyiiiвв.) Рене Декарт - основатель Философии нового времени
- Спор об идеях. Джон локк
- Галилей и Ньютон — гении механики
- Как получают идеализации?
- Выработка нового юридического мировоззрения
- Новации и. Канта
- 3.3. Философия от гегеля до ницше (xiXв.)гегель против канта
- Ницше: последний всплеск Философии Нового Времени
- Основные выводы
- 4. Философия наших дней
- 4.1. О состоянии современной философии
- 4.2. Феноменология Какую проблему стремится решить феноменология?
- Феноменологический метод
- Основные положения феноменологии
- 4.3. Герменевтика происхождение термина «герменевтика»
- Как мы понимаем?
- Вопрос Гадамера: как мы понимаем текст?
- Основные положения герменевтики
- 4.4. Аналитическая философия Почему возникла аналитическая философия?
- Основатели движения: Фреге, Рассел, Мур
- Ранний Витгенштейн: «логико-философский трактат»
- Философия естественного языка: поздний Витгенштейн
- Основные положения аналитической философии
- 4.5. Постмодернизм Программа Постмодернистов
- Деррида: метод деконструкции
- Лиотар: этика и эстетика возвышенного
- Основные положения постмодернизма
- 4.6. Философия в россии Основные положения диалектического и исторического материализма
- Основные черты русской философии
- В.С. Соловьев: «абсолютное осуществляет благо через истину в красоте»
- Философия н.А. Бердяева: человек — это откровение, свобода и творчество
- А.Ф. Лосев: « мне надо с греческого переводить...»
- 4.7. Восточная философия о Философии Запада и Востока
- Индийская Философия
- Основные выводы
- Раздел 2. Систематический курс философии
- 5. Основания философствования Два способа анализа философских проблем. Меняем курс!
- Что изучает философия? Мир философии
- Выбор начала систематического философствования
- 6. Учение о бытии
- 6.1. Проблема существования и виды бытия
- 6.2. Изменение и развитие. Закономерности
- 6.3. Три закона диалектики
- Основные выводы
- 7. Философия человека, общества и истории
- 7.1. Философия человека Обзор: Философия о человеке
- Человек - существо бессознательное
- В поисках целостного учения о человеке
- Основные выводы
- 7.2. Философия общества Что такое общество? Индивид и общество
- Социальные действия и их смысл
- Обзор: философские интерпретации своеобразия общества от античности до наших дней
- 7.3. Философия истории Что выло, что будет?
- Критика концепции линейного развития общества
- Единство и многообразие истории
- Запад и Восток. Кто мы? Кем будем?
- Основные выводы
- 8. Философия как аксиология
- 8.1. Учение о ценности Что такое ценность? Почему только в xxвеке появилось учение о ценностях?
- Как измеряют ценности?
- Чувства. Эмоции, Воля. Вера. Сомнение. Идеал и Цель
- Будьте терпимыми друг к другу!
- 8.2. Философия искусства цивилизация и культура
- Что такое красота?
- Обзор: как искали красоту
- 8.3. Философия практики Что такое практика?
- Обзор: в чем состоит ценность, смысл практики?
- В чем состоит ценность практики? Наши дни
- Что такое добро? Как его измерить?
- Справедливость или Свобода? Лучше Ответственность!
- Обзор: этика ответственности
- Основные выводы
- 9. Философия познания и науки
- 9.1. Философия познания два термина
- Чувственное познание «на входе», «в середине» и «на выходе» психики
- Чувственное познание и различные философии
- Рациональное познание
- Обзор: как искали понятие
- Единство чувственного и рационального познания
- Память и Воображение
- Интуиция
- Творчество. Таланты и Гении
- Строение психики: Бессознательное, Сознательное, Надсознательное
- Три концепции истины
- Шкала Истинности
- Обзор: как искали истину
- Вчувствование. Объяснение. Понимание
- 9.2. Философия науки Что такое наука?
- Эмпирический уровень научного познания
- Теоретический вровень научного исследования
- Методы научного познания
- Идеалы науки. Этика ученого
- Обзор: Философия и наука
- Религия и наука
- Основные выводы
- 10. Философия языка
- Язык — символ нашей жизни
- Философия имени
- Философия предложения
- Обзор: современное философское понимание языка
- Практическое и Коммуникативное назначение языка
- Основные выводы
- 11. Философия техники о становлении философии техники
- Обзор: интерпретации природы техники
- Техника и Этика
- О пользе моральных кодексов
- 12. Философия природы Что такое природа?
- Обзор: исторические формы отношения человека к природе
- Синергетика - наука о сложном
- Как все было? Был Большой взрыв
- Уровни организации природы
- Пространство и Время
- Природа и Ответственность человека: экологическая, биологическая, медицинская этика
- Приложение 1. Курс Философии в таблицах
- Приложение 1. Курс Философии в таблицах
- Приложение 2. Годы жизни выдающихся философов (в хронологическом порядке) Античность до н.Э.
- Возрождение и Новое время
- Новейшее время
- Оглавление
- Раздел 1. Основные этапы философии
- 1. Античная философия ........................... 16
- 2. Средневековая философия ........................ 48
- 3. Философия Нового времени ........................ 55.
- Раздел 2. Систематический курс философии
- 5. Основания философствования .................... 122
- 6. Учение о бытии ............................... 125
- 7. Философия человека, общества и истории ........... 134
- 8. Философия как аксиология ...................... 152
- 9. Философия познания и науки .................... 183
- 10. Философия языка ............................ 218