Эмпирический уровень научного познания
Наука начинается с непосредственных наблюдений отдельных событий, фактов, которые фиксируются высказываниями. Эмпирическими высказываниями являются, например, следующие суждения: «Этот камень падает к земле», «Вода в этой кастрюле при нагревании закипела», «Наша кошка родила пятерых котят». А вот выражение «Все тела, выпущенные из рук, падают на землю» уже не является эмпирическим, поскольку невозможно проверить в эксперименте поведение всех тел.
Для ученого очень важно обнаружить некоторую регулярность, ибо обнаруженная регулярность позволяет объяснять и предсказывать явления. Например, врач-онколог обнаружил, что курящие чаще заболевают раком легких, чем некурящие. Отсюда он делает вывод: тот, кто курит, рискует заболеть раком легкого. Заядлому курильщику он посоветует меньше курить или вообще перестать курить. При анализе эмпирических фактов надо учитывать все обстоятельства. Древние греки, веря своим глазам, считали, что тяжелые тела падают на землю с большей скоростью, чем легкие.
203
В XVII веке Галилей установил, что ускорение свободного падения тел на землю (g=9,8м/с2) не зависит от их массы. Греки не знали, что воздушная среда искажает картину падения тел существеннейшим образом. Знания о явлениях уточняются благодаря измерениям, различного рода подсчетам. Одно дело знать явление только качественно, другое — иметь количественные сведения. Без количественных данных невозможно построить, например, сколько-нибудь сложное техническое устройство.
Основа эмпирического исследования — эксперимент (от лат. экспериментум — проба, опыт). Эксперимент и есть испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Экспериментатор стремится выделить изучаемое явление в чистом виде, побочные обстоятельства должны быть устранены. Недопустимо, например, и ясно почему, проводить химические эксперименты в грязных халатах. Упомянутое выше падение тел сначала изучают в безвоздушной среде, положим в трубе, из которой выкачан воздух, а затем уже в воздушной среде, регулируя давление воздуха. При этом должно учитываться значение каждой составляющей эксперимента. В этой связи особое значение имеют приборы.
Длительное время считалось, что особенности приборов не влияют на изучаемые явления. Например, каким бы термометром не измеряли температуру атмосферы, водным или ртутным, получаем один и тот же результат. Однако эксперименты с элементарными частицами показали, что поведение последних зависит от типа прибора. В итоге это сказывается на результатах эксперимента. Тем более неодинаково реагируют на условия эксперимента участвующие в нем животные и лю-
204
ди. Все это означает, что приходится широко варьировать условия эксперимента, использовать различные приборные возможности.
Среди методов эмпирического познания часто называют наблюдение. Имеется в виду наблюдение не как этап любого эксперимента, а самостоятельный способ изучения явлений. Так, астроном наблюдает за звездами, у него отсутствует возможность затащить их в лабораторию. Соответственно наблюдение широко распространено в биологических и социальных науках. Интерпретация наблюдаемых состояний в принципе не отличается от понимания результатов экспериментов. Наблюдение можно считать своеобразным экспериментом.
Интересной возможностью развития метода экспериментирования является так называемое модельное экспериментирование. В этом случае экспериментируют не с оригиналом, а с его моделью, образцом, похожим на оригинал. Оригинал ведет себя не так чисто, образцово, как модель. Модель может иметь физическую, математическую, биологическую или иную природу. Важно, чтобы манипуляции с нею давали возможность переносить получаемые сведения на оригинал. В наши дни широко используется компьютерное моделирование.
Модельное экспериментирование особенно уместно там, где изучаемый объект недоступен прямому эксперименту. Так, гидростроители не станут возводить плотину через бурную реку для того, чтобы с нею поэкспериментировать. Прежде чем возвести плотину, они произведут модельный эксперимент в родном институте (с «маленькой» плотиной и «маленькой» рекой).
Важнейшим экспериментальным методом является измерение, позволяющее получить количественные
205
данные. Измерение А и В предполагает: 1) установление качественной одинаковости А и В; 2) введение единицы измерения (секунда, метр, килограмм, рубль, балл); 3) сопоставление А и В с показанием прибора, который обладает той же качественной характеристикой, что А и В; 4) считывание показаний прибора. В случае измерения физических, химических, технических характеристик приборы являются вполне конкретным устройством. В случае же измерения социальных процессов дело обстоит сложнее. Мы это видели на примере измерения ценностей. Показателен в этом отношении товарно-денежный механизм. Товарам приписывают цены в денежных единицах (рубль, доллар, франк), но нет прибора, который бы позволял измерить цену товара. Цена товара определяется на рынке, в процессе экономической интерпретации. Без теории эксперимент слеп.
- В а. Канке философия Учебное пособие
- 1. Античная философия 8
- Предисловие
- Введение. Что такое философия? смысл слова «философия»
- Два примера философствования
- Научность Философии
- Эстетичность, чувственностъ Философии
- Практичность, или моральность Философии
- Философия как реализация полноты жизни человека
- Функции (значимость) Философии
- Назначение Философии
- Основные выводы
- Сколько этапов развития прошла философия за 2,5 тысячи лет
- Первая головоломка античной Философии: многое и единое
- Единое — это материальная субстанция
- Единое - это числа. Пифагор
- Многое не существует. Сюрпризы элеатов
- Единое — это атомы и пустота
- Подведение итогов. Натурфилософия
- 1.2. Высокий интеллектуализм сократа, платона и аристотеля Философия Сократа
- Философия аристотеля
- 1.3. Эллинистическая философия александр македонский открывает новую эпоху
- Кинизм (цинизм)
- Эпикуреизм: счастье — это умеренное наслаждение
- Стоицизм: счастье - это жизнь в соответствии с космический законом
- Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными
- Неоплатонизм
- Судьба античной философии
- Основные черты античной философии
- 2. Средневековая философия философия и религия
- Основные библейские идеи философского значения
- Сущность Бога
- Можно ли доказать существование бога?
- Да или нет? Верующий или атеист?
- 3. Философия нового времени
- 3.1. Философия эпохи возрождения Два центра: Бог и человек
- Основные идеи Возрожденческой Философии
- 3.2. Философия от декарта до канта (XVII-xyiiiвв.) Рене Декарт - основатель Философии нового времени
- Спор об идеях. Джон локк
- Галилей и Ньютон — гении механики
- Как получают идеализации?
- Выработка нового юридического мировоззрения
- Новации и. Канта
- 3.3. Философия от гегеля до ницше (xiXв.)гегель против канта
- Ницше: последний всплеск Философии Нового Времени
- Основные выводы
- 4. Философия наших дней
- 4.1. О состоянии современной философии
- 4.2. Феноменология Какую проблему стремится решить феноменология?
- Феноменологический метод
- Основные положения феноменологии
- 4.3. Герменевтика происхождение термина «герменевтика»
- Как мы понимаем?
- Вопрос Гадамера: как мы понимаем текст?
- Основные положения герменевтики
- 4.4. Аналитическая философия Почему возникла аналитическая философия?
- Основатели движения: Фреге, Рассел, Мур
- Ранний Витгенштейн: «логико-философский трактат»
- Философия естественного языка: поздний Витгенштейн
- Основные положения аналитической философии
- 4.5. Постмодернизм Программа Постмодернистов
- Деррида: метод деконструкции
- Лиотар: этика и эстетика возвышенного
- Основные положения постмодернизма
- 4.6. Философия в россии Основные положения диалектического и исторического материализма
- Основные черты русской философии
- В.С. Соловьев: «абсолютное осуществляет благо через истину в красоте»
- Философия н.А. Бердяева: человек — это откровение, свобода и творчество
- А.Ф. Лосев: « мне надо с греческого переводить...»
- 4.7. Восточная философия о Философии Запада и Востока
- Индийская Философия
- Основные выводы
- Раздел 2. Систематический курс философии
- 5. Основания философствования Два способа анализа философских проблем. Меняем курс!
- Что изучает философия? Мир философии
- Выбор начала систематического философствования
- 6. Учение о бытии
- 6.1. Проблема существования и виды бытия
- 6.2. Изменение и развитие. Закономерности
- 6.3. Три закона диалектики
- Основные выводы
- 7. Философия человека, общества и истории
- 7.1. Философия человека Обзор: Философия о человеке
- Человек - существо бессознательное
- В поисках целостного учения о человеке
- Основные выводы
- 7.2. Философия общества Что такое общество? Индивид и общество
- Социальные действия и их смысл
- Обзор: философские интерпретации своеобразия общества от античности до наших дней
- 7.3. Философия истории Что выло, что будет?
- Критика концепции линейного развития общества
- Единство и многообразие истории
- Запад и Восток. Кто мы? Кем будем?
- Основные выводы
- 8. Философия как аксиология
- 8.1. Учение о ценности Что такое ценность? Почему только в xxвеке появилось учение о ценностях?
- Как измеряют ценности?
- Чувства. Эмоции, Воля. Вера. Сомнение. Идеал и Цель
- Будьте терпимыми друг к другу!
- 8.2. Философия искусства цивилизация и культура
- Что такое красота?
- Обзор: как искали красоту
- 8.3. Философия практики Что такое практика?
- Обзор: в чем состоит ценность, смысл практики?
- В чем состоит ценность практики? Наши дни
- Что такое добро? Как его измерить?
- Справедливость или Свобода? Лучше Ответственность!
- Обзор: этика ответственности
- Основные выводы
- 9. Философия познания и науки
- 9.1. Философия познания два термина
- Чувственное познание «на входе», «в середине» и «на выходе» психики
- Чувственное познание и различные философии
- Рациональное познание
- Обзор: как искали понятие
- Единство чувственного и рационального познания
- Память и Воображение
- Интуиция
- Творчество. Таланты и Гении
- Строение психики: Бессознательное, Сознательное, Надсознательное
- Три концепции истины
- Шкала Истинности
- Обзор: как искали истину
- Вчувствование. Объяснение. Понимание
- 9.2. Философия науки Что такое наука?
- Эмпирический уровень научного познания
- Теоретический вровень научного исследования
- Методы научного познания
- Идеалы науки. Этика ученого
- Обзор: Философия и наука
- Религия и наука
- Основные выводы
- 10. Философия языка
- Язык — символ нашей жизни
- Философия имени
- Философия предложения
- Обзор: современное философское понимание языка
- Практическое и Коммуникативное назначение языка
- Основные выводы
- 11. Философия техники о становлении философии техники
- Обзор: интерпретации природы техники
- Техника и Этика
- О пользе моральных кодексов
- 12. Философия природы Что такое природа?
- Обзор: исторические формы отношения человека к природе
- Синергетика - наука о сложном
- Как все было? Был Большой взрыв
- Уровни организации природы
- Пространство и Время
- Природа и Ответственность человека: экологическая, биологическая, медицинская этика
- Приложение 1. Курс Философии в таблицах
- Приложение 1. Курс Философии в таблицах
- Приложение 2. Годы жизни выдающихся философов (в хронологическом порядке) Античность до н.Э.
- Возрождение и Новое время
- Новейшее время
- Оглавление
- Раздел 1. Основные этапы философии
- 1. Античная философия ........................... 16
- 2. Средневековая философия ........................ 48
- 3. Философия Нового времени ........................ 55.
- Раздел 2. Систематический курс философии
- 5. Основания философствования .................... 122
- 6. Учение о бытии ............................... 125
- 7. Философия человека, общества и истории ........... 134
- 8. Философия как аксиология ...................... 152
- 9. Философия познания и науки .................... 183
- 10. Философия языка ............................ 218