logo
Философия - Учебники / Канке / Канке

8.1. Учение о ценности Что такое ценность? Почему только в xxвеке появилось учение о ценностях?

В переводе с греческого «аксиос» означает «ценность». Соответственно аксиология — это учение о ценностях.

Человек самим своим существованием выделен из мира более резко, чем его «меньшие собратья», живот­ные и тем более неживые объекты. Это означает, что человек вынужден относиться к фактам своего бытия дифференцирование). Бодрствуя, человек почти всегда находится в состоянии напряженности, которое он пы­тается разрешить ответом на знаменитый вопрос Сокра­та: «Что есть благо?»

Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетво­рения его потребностей. В этой связи человек оценива­ет факты своей жизни по их значимости, реализует цен­ностное отношение к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него опре­деленную значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совер­шенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем.

Слово «ценность» было хорошо известно уже древ­ним грекам. Тем не менее только в XX веке философы сумели развить учение о ценностях. Почему? Разо-

152

бравшись с этим вопросом, мы лучше поймем природу самой ценности. Все дело в том, что человек далекo не сразу осознал свое собственное, выделенное по­ложение в мире. Как известно, это случилось лишь в Новое время, соответственно именно тогда появились первые претендующие на полновесность концепции ценности.

В античности отсутствовало четкое понимание своеобразия человека в мире. Это приводило к тому, что, например, платоновская идея понималась еще и как иде­ал. Современный философ сказал бы: «Давайте четко определимся, что есть идея как истина, как понятие, и что есть идея как ценность, как идеал». Но в антич­ности философствовали по-другому, здесь истина и ценность не отделены друг от друга достаточно строго.

В философии средних веков считалось, что человек существует во имя Бога, а не Бог для человека. Мож­но сказать, что речь шла о ценностях Бога. Но нас ин­тересуют ценности человека.

В Новое время философы выделили разум (точнее, мышление) как главную черту человека. Мышление име­ет дело с истиной. Всепоглощающий интерес к исти­не затемнял проблему ценности. Решающий шаг к ней сделал Кант, он «развел» истину, красоту и благо. Ис­тиной занимается рассудок, а ценностью, так посчита­ли последователи Канта, разум, точнее, разумная во­ля. К XX веку сложились все условия для развития учения о ценности.

Философские направления XX века выдвигают про­блему ценностей на первый план. Феноменологи, гер­меневтики, аналитики, постмодернисты спорят между собой прежде всего о ценностях. Читатель, надо пола­гать, уже хорошо знаком с методами современной фи-

153

лософии, поэтому не будем вновь их описывать. Важ­но, что во всех современных философских направлени­ях ценность понимается одинаково по крайней мере в од­ном отношении.

Ценность — это интерпретационный конструкт, считает известный немецкий философ Ганс Ленк. Цен­ность — это интерпретация, в которой субъект вы­ражает свои предпочтения. Отметим еще раз, харак­тер самой интерпретации определяется той философией, которую использует субъект. Феноменолог использует феноменологическую интерпретацию, герменевтик гер­меневтическую и т.д.

Поясним изложенное выше примерами. Ценности нет только там, где человек относится к чему-либо безразлично, не интересуется различиями между исти­ной и заблуждением, прекрасным и безобразным, до­брым и злым. Допустим, некто увлекается собирани­ем почтовых марок, к каковому его друг абсолютно равнодушен; один видит в почтовых марках ценность, другой нет (оба, каждый по-своему, правы). Слушая юмо­риста, один от хохота сползает со стула, другой возму­щается, третий спокойно засыпает (именно для по­следнего выступление юмориста лишено ценности). Американцы, как рассказывает М. Жванецкий, оста­лись равнодушны к его юмореске о трех- и пятирубле­вых раках. Ценности у этих американцев другие, чем у большинства россиян.