Философия аристотеля
Учение о форме и четырех причинах. Аристотель — великий ученик Платона, учившийся у него 20 лет. Накопив огромный потенциал, Аристотель развил собственное философское учение.
Выше мы видели, что Платон встретился с большими трудностями при осмыслении природы идей. Аристотель стремился разъяснить сложившуюся проблемную ситуацию. Он перенес акцент с идеи на форму.
Аристотель рассматривает отдельные вещи: камень, растение, животное, человека. Всякий раз он выделяет в вещи материю (субстрат) и форму. В бронзовой статуе материя — это бронза, а форма — очертания статуи. Сложнее обстоит дело с отдельным человеком:
33
его материя — это кости и мясо, а форма — душа. Для животного формой является животная душа, для растения — растительная душа. Что важнее — материя или форма? На первый взгляд кажется, что материя важнее формы, но Аристотель не согласен с этим. Ведь только благодаря форме индивид становится тем, чем он является. Значит, форма есть главная причина бытия. Всего причин четыре: формальная — сущность вещи; материальная — субстрат вещи; действующая — то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целевая — во имя чего совершается действие.
Итак, по Аристотелю, единичное бытие есть синтез материи и формы. Материя — это возможность бытия, а форма есть осуществление этой возможности, акт. Из меди можно сделать шар, статую, т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи. Применительно к отдельному предмету сущностью оказывается форма. Форма выражается понятием. Понятие справедливо и без материи. Так, понятие шара справедливо и тогда, когда из меди еще не сделали шар. Понятие принадлежит уму человека. Выходит, что форма — это сущность и отдельного единичного предмета, и понятия об этом предмете.
Аристотель как первооткрыватель динамизма и телеологии. В своих суждениях о материальных причинах Аристотель во многом повторял Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Гераклита, учивших, что в основе всего находятся материальные субстанции. В учении о форме Аристотель существенно переработал концепцию идей Платона. Еще более оригинален был Аристотель в развитых им концепциях динамизма и цели.
34
Динамизм Аристотеля состоит в том, что он не забывает уделять первостепенное внимание динамике процессов, движению, изменению и тому, что за этим стоит, а именно переходу возможности в действительность. Динамизм Аристотеля знаменует собой появление нового образца понимания. Во всех случаях требуют уразумения механизмы происходящих изменений и причины, обусловившие эти изменения. Надо определить источник движения, его энергетическое начало, те силы, которые обеспечили движение.
Аристотель по праву гордился тем, что им была развита, причем содержательнейшим образом, проблема цели. Цель — по-гречески телеос. Исходя из этого учение о цели называют телеологией. Цель есть, по Аристотелю, наилучшее во всей природе. Главенствующая наука та, «которая познает цель, ради которой надлежит действовать в каждом отдельном случае...». Конечной инстанцией поступков людей оказываются их цели, целевые приоритеты. Телеология, развитая Аристотелем, оказывается мощным инструментарием в деле понимания человека, его деяний и общества.
Последняя реальность — бог. Для Аристотеля форма в своей динамике выражает иерархичность бытия. Из меди можно изготовить много вещей, но медь остается медью. Намного более иерархично ведет себя форма. Сравним: форма неживых предметов — растительная форма — животная форма — форма (душа) человека. Это сравнение поднимает нас по лестнице форм, причем значение материи ослабевает, а формы — возрастает. А если сделать еще шаг и заявить, что есть чистая форма, освобожденная от материи? Аристотель твер-
35
до убежден, что этот шаг, предельный переход, вполне состоятелен и необходим. Почему? Потому что тем самым мы обнаружили перводвигатель всего, а значит, принципиально объяснили все многообразие фактов движения. Бог, как и все доброе и красивое, притягивает, влечет к себе, это не физическая, а целевая, финальная причина.
Бог Аристотеля — это перводвигатель. Это еще и ум. Почему ум? Аристотель рассуждает по аналогии: что главнее всего в душе человека? Ум. Бог же есть сплошное совершенство, потому он тоже есть ум, но более развитой, чем человеческий. Бог неподвижен. Как источник движения он не имеет причину движения, ибо нам пришлось бы за одной причиной движения открывать другую и так далее, без конца. Бог - конечная причина движения; само это утверждение имеет смысл, если считать бога неподвижным. Итак, бог умственно совершенен, он источник всякого движения, неподвижен, не имеет истории, значит, вечен. Бог Аристотеля бесстрастен, он не принимает участия в делах людей. Бог — великолепный ум. Если человек по-настоящему возжелает быть похожим на бога, то ему в первую очередь надлежит развивать свой ум.
Аристотель — основатель логики. В трудах Аристотеля высокой степени совершенства достигла логика. По сути, именно Аристотель впервые изложил логику систематично, в виде самостоятельной дисциплины. Логику обычно понимают как науку о законах мышления. Аристотель сумел выделить эти законы в четкой и ясной постановке.
1. Закон исключенного противоречия: невозможно, чтобы противоречащие утверждения были истинными по отношению к одному и тому же предмету. Так,
36
по отношению к Сергею не могут быть одновременно истинными два следующих утверждения: «Сергей ниже Татьяны» и «Сергей выше Татьяны».
2. Закон исключенного третьего: отрицание и утверждение не могут быть оба ложными. В нашем примере одно из двух утверждений «Сергей и Татьяна одинакового роста» или «Сергей и Татьяна неодинакового роста» должно быть истинным. Если истинно второе утверждение, то можно на предмет истинности проверять новые два высказывания: «Сергей ниже Татьяны» и «Сергей выше Татьяны». Сравнение двух последних высказываний является бессмысленным, если Сергей и Татьяна одинаковы по росту.
3. Закон тождества: А есть А (Аристотель не приводил такую формулировку, но она соответствует его воззрениям). Так, в нашем случае речь идет об одном и том же Сергее и той же самой Татьяне, причем в одно и то же время.
Аристотель гордился своим учением о силлогизме (буквально: о сосчитывают высказываний). Силлогизм состоит из трех суждений: первое содержит общее правило, второе — особенное, третье — вывод. Силлогизмом является, например, такое рассуждение:
(1) Если все люди смертны
(2) И все греки — люди,
(3) То все греки смертны.
Этика Аристотеля. Что такое счастье? Для Аристотеля этика в отличие от физики и математики есть практическая наука.
Последней целью и последним благом является счастье. Но что такое счастье? Счастье для Аристотеля — это не жизнь, растраченная на удовольствия, наслаждения и развлечения, это не почести и успех и не
37
богатство, а совпадение добродетели человека с внешней ситуацией.
Добро связывается с обилием добродетелей, зло с их скудостью. Аристотель особенно высоко ценил следующие добродетели: разумную мудрость, практическую мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, любезность.
Превыше всего Аристотель ставил разумную мудрость, ибо это та добродетель, с помощью которой постигается любая реальность, благодаря ей постижим и бог. Гармоническим сочетанием всех добродетелей является справедливость.
Добродетелям можно и нужно научиться. Они всегда выступают серединой, компромиссом благоразумного человека: «ничего слишком...». Великодушие есть середина между тщеславием и малодушием, мужество — середина между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость — середина между расточительностью и скупостью и т.д.
Политология Аристотеля. В своих политических воззрениях Аристотель во многом повторяет Платона. Формы государственного устройства Аристотель делит на правильные (достигается польза для всех) и неправильные (имеется в виду лишь польза для некоторых).
Аристотель критически относился к демократии, ибо считал, что ее принципами являются неоправдан-
Правильные
| Число
| Неправильные
|
формы
| правящих
| формы
|
Монархия
| Один
| Тирания
|
Аристократия | Богатое меньшинство | Олигархия |
Полития
| Большинство
| Демократия
|
38
ная свобода и нищета, в том числе духовная. Современному слову «демократия» больше соответствует античный термин «полития».
- В а. Канке философия Учебное пособие
- 1. Античная философия 8
- Предисловие
- Введение. Что такое философия? смысл слова «философия»
- Два примера философствования
- Научность Философии
- Эстетичность, чувственностъ Философии
- Практичность, или моральность Философии
- Философия как реализация полноты жизни человека
- Функции (значимость) Философии
- Назначение Философии
- Основные выводы
- Сколько этапов развития прошла философия за 2,5 тысячи лет
- Первая головоломка античной Философии: многое и единое
- Единое — это материальная субстанция
- Единое - это числа. Пифагор
- Многое не существует. Сюрпризы элеатов
- Единое — это атомы и пустота
- Подведение итогов. Натурфилософия
- 1.2. Высокий интеллектуализм сократа, платона и аристотеля Философия Сократа
- Философия аристотеля
- 1.3. Эллинистическая философия александр македонский открывает новую эпоху
- Кинизм (цинизм)
- Эпикуреизм: счастье — это умеренное наслаждение
- Стоицизм: счастье - это жизнь в соответствии с космический законом
- Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными
- Неоплатонизм
- Судьба античной философии
- Основные черты античной философии
- 2. Средневековая философия философия и религия
- Основные библейские идеи философского значения
- Сущность Бога
- Можно ли доказать существование бога?
- Да или нет? Верующий или атеист?
- 3. Философия нового времени
- 3.1. Философия эпохи возрождения Два центра: Бог и человек
- Основные идеи Возрожденческой Философии
- 3.2. Философия от декарта до канта (XVII-xyiiiвв.) Рене Декарт - основатель Философии нового времени
- Спор об идеях. Джон локк
- Галилей и Ньютон — гении механики
- Как получают идеализации?
- Выработка нового юридического мировоззрения
- Новации и. Канта
- 3.3. Философия от гегеля до ницше (xiXв.)гегель против канта
- Ницше: последний всплеск Философии Нового Времени
- Основные выводы
- 4. Философия наших дней
- 4.1. О состоянии современной философии
- 4.2. Феноменология Какую проблему стремится решить феноменология?
- Феноменологический метод
- Основные положения феноменологии
- 4.3. Герменевтика происхождение термина «герменевтика»
- Как мы понимаем?
- Вопрос Гадамера: как мы понимаем текст?
- Основные положения герменевтики
- 4.4. Аналитическая философия Почему возникла аналитическая философия?
- Основатели движения: Фреге, Рассел, Мур
- Ранний Витгенштейн: «логико-философский трактат»
- Философия естественного языка: поздний Витгенштейн
- Основные положения аналитической философии
- 4.5. Постмодернизм Программа Постмодернистов
- Деррида: метод деконструкции
- Лиотар: этика и эстетика возвышенного
- Основные положения постмодернизма
- 4.6. Философия в россии Основные положения диалектического и исторического материализма
- Основные черты русской философии
- В.С. Соловьев: «абсолютное осуществляет благо через истину в красоте»
- Философия н.А. Бердяева: человек — это откровение, свобода и творчество
- А.Ф. Лосев: « мне надо с греческого переводить...»
- 4.7. Восточная философия о Философии Запада и Востока
- Индийская Философия
- Основные выводы
- Раздел 2. Систематический курс философии
- 5. Основания философствования Два способа анализа философских проблем. Меняем курс!
- Что изучает философия? Мир философии
- Выбор начала систематического философствования
- 6. Учение о бытии
- 6.1. Проблема существования и виды бытия
- 6.2. Изменение и развитие. Закономерности
- 6.3. Три закона диалектики
- Основные выводы
- 7. Философия человека, общества и истории
- 7.1. Философия человека Обзор: Философия о человеке
- Человек - существо бессознательное
- В поисках целостного учения о человеке
- Основные выводы
- 7.2. Философия общества Что такое общество? Индивид и общество
- Социальные действия и их смысл
- Обзор: философские интерпретации своеобразия общества от античности до наших дней
- 7.3. Философия истории Что выло, что будет?
- Критика концепции линейного развития общества
- Единство и многообразие истории
- Запад и Восток. Кто мы? Кем будем?
- Основные выводы
- 8. Философия как аксиология
- 8.1. Учение о ценности Что такое ценность? Почему только в xxвеке появилось учение о ценностях?
- Как измеряют ценности?
- Чувства. Эмоции, Воля. Вера. Сомнение. Идеал и Цель
- Будьте терпимыми друг к другу!
- 8.2. Философия искусства цивилизация и культура
- Что такое красота?
- Обзор: как искали красоту
- 8.3. Философия практики Что такое практика?
- Обзор: в чем состоит ценность, смысл практики?
- В чем состоит ценность практики? Наши дни
- Что такое добро? Как его измерить?
- Справедливость или Свобода? Лучше Ответственность!
- Обзор: этика ответственности
- Основные выводы
- 9. Философия познания и науки
- 9.1. Философия познания два термина
- Чувственное познание «на входе», «в середине» и «на выходе» психики
- Чувственное познание и различные философии
- Рациональное познание
- Обзор: как искали понятие
- Единство чувственного и рационального познания
- Память и Воображение
- Интуиция
- Творчество. Таланты и Гении
- Строение психики: Бессознательное, Сознательное, Надсознательное
- Три концепции истины
- Шкала Истинности
- Обзор: как искали истину
- Вчувствование. Объяснение. Понимание
- 9.2. Философия науки Что такое наука?
- Эмпирический уровень научного познания
- Теоретический вровень научного исследования
- Методы научного познания
- Идеалы науки. Этика ученого
- Обзор: Философия и наука
- Религия и наука
- Основные выводы
- 10. Философия языка
- Язык — символ нашей жизни
- Философия имени
- Философия предложения
- Обзор: современное философское понимание языка
- Практическое и Коммуникативное назначение языка
- Основные выводы
- 11. Философия техники о становлении философии техники
- Обзор: интерпретации природы техники
- Техника и Этика
- О пользе моральных кодексов
- 12. Философия природы Что такое природа?
- Обзор: исторические формы отношения человека к природе
- Синергетика - наука о сложном
- Как все было? Был Большой взрыв
- Уровни организации природы
- Пространство и Время
- Природа и Ответственность человека: экологическая, биологическая, медицинская этика
- Приложение 1. Курс Философии в таблицах
- Приложение 1. Курс Философии в таблицах
- Приложение 2. Годы жизни выдающихся философов (в хронологическом порядке) Античность до н.Э.
- Возрождение и Новое время
- Новейшее время
- Оглавление
- Раздел 1. Основные этапы философии
- 1. Античная философия ........................... 16
- 2. Средневековая философия ........................ 48
- 3. Философия Нового времени ........................ 55.
- Раздел 2. Систематический курс философии
- 5. Основания философствования .................... 122
- 6. Учение о бытии ............................... 125
- 7. Философия человека, общества и истории ........... 134
- 8. Философия как аксиология ...................... 152
- 9. Философия познания и науки .................... 183
- 10. Философия языка ............................ 218