2. Для софистов характерно:
• критическое отношение к окружающей действительности;
• стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;
• неприятие основ старой, традиционной цивилизации;
• отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;
• стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;
• восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;
• субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.
Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.
К их главным заслугам относят то, что они:
• критически взглянули на окружающую действительность;
• распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались древнегреческими просветителями).
Видным представителем старших софистов являлся Протагор (V в. до н. э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют".
Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:
• вне человеческого сознания ничего не существует;
• нет ничего раз и навсегда данного;
• что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;
• если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности;
• вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека ("То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким");
• окружающий мир относителен;
• объективное (истинное) познание недостижимо;
• существует только мир мнения.
Киники — одна из философских школ Древней Греции сократического периода.
Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.
Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни — вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.
Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:
• возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);
• добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;
• отсутствие постоянного места жительства, скитания;
• паразитический образ жизни, попрошайничество;
• предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;
• восхваление физической и духовной бедности;
• крайний аскетизм;
• замкнутость;
• критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;
• непризнание авторитетов;
• воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;
• неготовность к спору, стремление подавить собеседника;
• отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;
• концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах;
• радикализм, парадоксальность, скандальность. Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.
В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.
Диоген Синопский (точные даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н. э., современник Александра Македонского) — наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из прозвищ Диогена — "кинос", "собака", что на греческом языке созвучно слову "киник"). В действительности название — от слова "Киносарг" — холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками.
Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным поведением и образом жизни, а также рядом высказываний и идей:
• жил в бочке;
• заявил царю Александру Македонскому: "Отойди и не загораживай мне солнце!";
• выдвинул лозунг: "Без общины, без дома, без отечества" (который стал его собственным жизненным и философским кредо, а также его последователей);
• вывел понятие "гражданин мира" (космополит);
• отвергал брак;
• жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни;
• не признавал никаких законов, кроме закона природы;
39
• гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством;
• идеализировал жизнь первобытных людей и животных.
- Дофилософские мировоззрения и картина мира
- Понятие философии, философия как мировоззрение и наука.
- Взаимосвязь философии с другими науками.
- Основные функции философии.
- Специфика философского знания.
- Зачатки философского знания на Древнем Востоке.
- Древнегреческая натурфилософия: основные школы и представители.
- Милетская школа
- Школа пифагорейцев
- Философия Сократа.
- Объективный идеализм Платона.
- Философское учение Аристотеля.
- Неклассическая греческая философия : софистика, кинизм и др.
- 2. Для софистов характерно:
- Эллинистическая и римская философия : эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.
- Средневековая религиозная философия : апологетика, патристика, схоластика, томизм, номинализм.
- Коперниканский переворот в представлениях об устройстве мира.(идеи н. Коперника, Дж. Бруно и г.Галилея.)
- Философия 17 века: рационализм и эмпиризм.
- Философия эпохи Просвещения ( Вольтер, Руссо, Дидро)
- И.Кант. Как родоначальник классической немецкой философии.
- Г.Гегель и его концепция саморазвития и самопознания Абсолютного Духа.
- Антропологический материализм л.Фейербаха.
- Диалектический и исторический материализм к.Маркса и ф.Энгельса.
- Иррационализм и «философия жизни» а. Шопенгауэра и ф. Ницше и др.
- Философия анархизма м. Штирнера и м. Бакурина.
- Позитивизм и постпозитивизм (о. Конт, г. Спенсер, л. Витгенштейн, к . Поппер, б. Рассел).
- Эмпириокритицизм э. Маха. И р. Авенариуса.
- Русская религиозная философия 19-го нач.20-го вв. (в.Соловьев, п. Флоренский, н.Бердяев и др.)
- Экзистенциализм как одно из основных направлений философской мысли середины 20-го века.
- Основные идеи русского космизма (н. Федоров, к. Циолковский, в. Вернадский, л.Гумилев и др.)
- Религиозная философия 20-го века (неотомизм, неопротестантизм).
- Философия постмодернизма: характеристика и основные представители (ж. Делез, ж. Деррида, м. Фуко, ж. Лиотар и др.)
- Структура философского знания.
- Проблема бытия в античной философии.
- Проблема бытия в современной философии.
- Философская проблема сознания.
- Понятия сознания и бессознательного у к.Маркса и з.Фрейда.
- Философская антропология. Проблема человека в современной философии.
- Проблема соотношения биологического и социального в человеке.
- Обыденная, философская и научная картина мира.
- Религиозные версии мироустройства (буддизм, христианство, ислам).
- Понятие личности в различных философских школах.
- Взаимоотношение человека и космоса: история и современность.
- Понятие общества, роль общества по отношению к индивиду у различных философов.
- Философия современного информационного общества.
- Культура как предмет философии.
- Место России в многообразии типов культуры.
- Повседневность и экзистенциональные проблемы философии.
- Гносеология ( теория познания) как философская дисциплина.
- Проблема познаваемости мира.
- Роль науки в развитии общества.
- Мировая ситуация в нач.21 века : глобальные проблемы. Проблемы обозримого будущего (футурология).
- Гражданское общество и правовое государство: теория и практика.
- Философия истории: личность и массы, свобода и необходимость, движущие силы истории.
- Формационный (линейный) и цивилизационный подходы к истории человечества.
- Понятие морали. Теории абсолютности и относительности морали ( и. Кант и ф. Ницше).
- Совершенный человек у различных философов ( богочеловек в. Соловьева и сверхчеловек ф. Ницше).
- Понятие и проблема истины. Критерии истины.
- Главные принципы, законы и категории диалектики.
- Синергетика как наука о самоорганизации различных систем.
- Человек и природа. Проблема экологии.