Пространство и Время
В мире природы важнейшее значение имеют пространственные и временные характеристики объектов. Совокупность длин, площадей, объемов, соотношений типа «слева», «справа», «ниже», «выше», «под углом» называется пространством. Совокупность длительностей и соотношений типа «раньше», «одновременно», «позднее» называется временем. Пространство характеризует сосуществование явлений, а время — их
сменяемость.
В современной физике не считают, что пустота существует. То, что раньше считали пустотой, в действительности оказалось определенной физической средой, вакуумом. Мы вспомнили о пустоте в связи с пространством, которое не есть ни пустота (ибо она не существует), ни вакуум (вакуум — это среда, обладающая пространственными характеристиками).
В наши дни невозможно обосновать данными науки устаревшее представление, согласно которому пространство и время существуют сами по себе, вне объектов. После открытий в физике А. Эйнштейна стало особенно очевидным, что пространственные и временные характеристики зависят от тех процессов, проявлениями которых они являются. Например, длина предмета
244
определяется тем, в какой системе она измеряется. Допустим, рост молодого человека 180 см. Для пассажира ракеты, проносящейся мимо Земли со скоростью, сравнимой со скоростью света, его рост в зависимости от скорости ракеты может оказаться равным и 150 и 25 см.
Другой пример. На Земле родились двое близнецов. До 20 лет они не разлучались и всегда вместе отмечали свой день рождения. На 21-м году жизни один из близнецов отправился в космическое путешествие на аппарате, который движется со скоростью, сравнимой со скоростью света. На Земле по календарю проходит 70 лет. Тот из близнецов, который остался на Земле, стал глубоким стариком, он отмечает свое 90-летие. На вопрос, что стало с его братом, старик отвечает: «Мы ждем его с минуты на минуту, корабль возвращается, моему брату всего-то 50 лет». Описанная ситуация фантастична в том смысле, что пока люди летают на ракетах, скорости которых «черепашьи» в сравнении со скоростью света в вакууме, равной 300 тыс. км в секунду. Но с точки зрения физика, работающего на ускорителе элементарных частиц, ситуация с близнецами крайне правдоподобна. Дело в том, что на элементарных частицах проверена правомерность тех формул, которые описывают «замедление» времени. Свойства физического пространства и времени изучаются в физике. Время одномерно (в формулах оно обозначается одной переменной t) и необратимо (его нельзя повернуть вспять). Пространство трехмерно (в формулах для его обозначения используются три переменные х, у, z). Описанные нами свойства физического пространства и времени характерны для макромира — мира объектов, обладающих масштабностью человеческого те-
245
ла. В микромире пространство и время обладают другими характеристиками, например пространство может быть девятимерным.
Обратимся теперь к биологическим явлениям. Здесь физическое пространство и время приобретают дополнительно к физической биологическую значимость. Поясним ситуацию примером.
Представьте себе старика 80 лет, который вел здоровый образ жизни, но состарился в силу естественных причин. Молодой 20-летний парень, употребляющий алкоголь и наркотики, сумел довести свою печень точно до такого же состояния, как у старика. Физический возраст печени старика и парня различный — 80 и 20 лет соответственно, а их так называемый биологический возраст одинаков, он определяется теми изменениями, которые произошли в печени того и другого. Врач должен оценить эти изменения посредством количественных данных, они-то и зададут величину биологического возраста (в данном случае печени). Биологический возраст человека обычно задают степенью вероятности его смерти.
Ясно, что для нас, людей, пространственно-временная определенность мира имеет огромнейшее значение. Причем по достаточно простой причине наши пространственные и временные ресурсы ограничены. Особенно неприятно, что человек — существо смертное. В этих условиях человек стремится выиграть время и пространство, сделать максимально эффективным использование каждой единицы времени и пространства.
Выиграть время и пространство — значит добиться совершенства в жизни.
246
- В а. Канке философия Учебное пособие
- 1. Античная философия 8
- Предисловие
- Введение. Что такое философия? смысл слова «философия»
- Два примера философствования
- Научность Философии
- Эстетичность, чувственностъ Философии
- Практичность, или моральность Философии
- Философия как реализация полноты жизни человека
- Функции (значимость) Философии
- Назначение Философии
- Основные выводы
- Сколько этапов развития прошла философия за 2,5 тысячи лет
- Первая головоломка античной Философии: многое и единое
- Единое — это материальная субстанция
- Единое - это числа. Пифагор
- Многое не существует. Сюрпризы элеатов
- Единое — это атомы и пустота
- Подведение итогов. Натурфилософия
- 1.2. Высокий интеллектуализм сократа, платона и аристотеля Философия Сократа
- Философия аристотеля
- 1.3. Эллинистическая философия александр македонский открывает новую эпоху
- Кинизм (цинизм)
- Эпикуреизм: счастье — это умеренное наслаждение
- Стоицизм: счастье - это жизнь в соответствии с космический законом
- Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными
- Неоплатонизм
- Судьба античной философии
- Основные черты античной философии
- 2. Средневековая философия философия и религия
- Основные библейские идеи философского значения
- Сущность Бога
- Можно ли доказать существование бога?
- Да или нет? Верующий или атеист?
- 3. Философия нового времени
- 3.1. Философия эпохи возрождения Два центра: Бог и человек
- Основные идеи Возрожденческой Философии
- 3.2. Философия от декарта до канта (XVII-xyiiiвв.) Рене Декарт - основатель Философии нового времени
- Спор об идеях. Джон локк
- Галилей и Ньютон — гении механики
- Как получают идеализации?
- Выработка нового юридического мировоззрения
- Новации и. Канта
- 3.3. Философия от гегеля до ницше (xiXв.)гегель против канта
- Ницше: последний всплеск Философии Нового Времени
- Основные выводы
- 4. Философия наших дней
- 4.1. О состоянии современной философии
- 4.2. Феноменология Какую проблему стремится решить феноменология?
- Феноменологический метод
- Основные положения феноменологии
- 4.3. Герменевтика происхождение термина «герменевтика»
- Как мы понимаем?
- Вопрос Гадамера: как мы понимаем текст?
- Основные положения герменевтики
- 4.4. Аналитическая философия Почему возникла аналитическая философия?
- Основатели движения: Фреге, Рассел, Мур
- Ранний Витгенштейн: «логико-философский трактат»
- Философия естественного языка: поздний Витгенштейн
- Основные положения аналитической философии
- 4.5. Постмодернизм Программа Постмодернистов
- Деррида: метод деконструкции
- Лиотар: этика и эстетика возвышенного
- Основные положения постмодернизма
- 4.6. Философия в россии Основные положения диалектического и исторического материализма
- Основные черты русской философии
- В.С. Соловьев: «абсолютное осуществляет благо через истину в красоте»
- Философия н.А. Бердяева: человек — это откровение, свобода и творчество
- А.Ф. Лосев: « мне надо с греческого переводить...»
- 4.7. Восточная философия о Философии Запада и Востока
- Индийская Философия
- Основные выводы
- Раздел 2. Систематический курс философии
- 5. Основания философствования Два способа анализа философских проблем. Меняем курс!
- Что изучает философия? Мир философии
- Выбор начала систематического философствования
- 6. Учение о бытии
- 6.1. Проблема существования и виды бытия
- 6.2. Изменение и развитие. Закономерности
- 6.3. Три закона диалектики
- Основные выводы
- 7. Философия человека, общества и истории
- 7.1. Философия человека Обзор: Философия о человеке
- Человек - существо бессознательное
- В поисках целостного учения о человеке
- Основные выводы
- 7.2. Философия общества Что такое общество? Индивид и общество
- Социальные действия и их смысл
- Обзор: философские интерпретации своеобразия общества от античности до наших дней
- 7.3. Философия истории Что выло, что будет?
- Критика концепции линейного развития общества
- Единство и многообразие истории
- Запад и Восток. Кто мы? Кем будем?
- Основные выводы
- 8. Философия как аксиология
- 8.1. Учение о ценности Что такое ценность? Почему только в xxвеке появилось учение о ценностях?
- Как измеряют ценности?
- Чувства. Эмоции, Воля. Вера. Сомнение. Идеал и Цель
- Будьте терпимыми друг к другу!
- 8.2. Философия искусства цивилизация и культура
- Что такое красота?
- Обзор: как искали красоту
- 8.3. Философия практики Что такое практика?
- Обзор: в чем состоит ценность, смысл практики?
- В чем состоит ценность практики? Наши дни
- Что такое добро? Как его измерить?
- Справедливость или Свобода? Лучше Ответственность!
- Обзор: этика ответственности
- Основные выводы
- 9. Философия познания и науки
- 9.1. Философия познания два термина
- Чувственное познание «на входе», «в середине» и «на выходе» психики
- Чувственное познание и различные философии
- Рациональное познание
- Обзор: как искали понятие
- Единство чувственного и рационального познания
- Память и Воображение
- Интуиция
- Творчество. Таланты и Гении
- Строение психики: Бессознательное, Сознательное, Надсознательное
- Три концепции истины
- Шкала Истинности
- Обзор: как искали истину
- Вчувствование. Объяснение. Понимание
- 9.2. Философия науки Что такое наука?
- Эмпирический уровень научного познания
- Теоретический вровень научного исследования
- Методы научного познания
- Идеалы науки. Этика ученого
- Обзор: Философия и наука
- Религия и наука
- Основные выводы
- 10. Философия языка
- Язык — символ нашей жизни
- Философия имени
- Философия предложения
- Обзор: современное философское понимание языка
- Практическое и Коммуникативное назначение языка
- Основные выводы
- 11. Философия техники о становлении философии техники
- Обзор: интерпретации природы техники
- Техника и Этика
- О пользе моральных кодексов
- 12. Философия природы Что такое природа?
- Обзор: исторические формы отношения человека к природе
- Синергетика - наука о сложном
- Как все было? Был Большой взрыв
- Уровни организации природы
- Пространство и Время
- Природа и Ответственность человека: экологическая, биологическая, медицинская этика
- Приложение 1. Курс Философии в таблицах
- Приложение 1. Курс Философии в таблицах
- Приложение 2. Годы жизни выдающихся философов (в хронологическом порядке) Античность до н.Э.
- Возрождение и Новое время
- Новейшее время
- Оглавление
- Раздел 1. Основные этапы философии
- 1. Античная философия ........................... 16
- 2. Средневековая философия ........................ 48
- 3. Философия Нового времени ........................ 55.
- Раздел 2. Систематический курс философии
- 5. Основания философствования .................... 122
- 6. Учение о бытии ............................... 125
- 7. Философия человека, общества и истории ........... 134
- 8. Философия как аксиология ...................... 152
- 9. Философия познания и науки .................... 183
- 10. Философия языка ............................ 218