logo search
учебн_Файзуллина Ф

Тема 6. Сознание, его сущность и генезис

6. 1. Проблема сознания и ее место в философии.

Структура сознания и его функции 118-125

6. 2. Материальные предпосылки возникновения сознания.

Сознание как высшая форма отражения действительности 125-129

6. 3. Сознание и мозг. Материальное и идеальное. 129-134

6. 4. От психики животных к сознанию человека.

Происхождение сознания 134-138

6. 5. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки 138-141

Тема 7. Диалектика и ее альтернатива. Концепция развития 141

7. 1. Диалектика как наука 141-143

7. 2. Универсальные связи бытия. Развитие, его соотношение с движением и изменением. 145-151

7. 3. Понятие о законах и категориях диалектики 151-153

7. 4. Основные законы: диалектика количественных и качественных изменений, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания 151-161

7. 5. Категория диалектики 161-175

Тема 8. Познание как отражение действительности.

Диалектика процесса познания 175

8. 1. Познавательное отношение человека к миру.

Субъект и объект познания 176-180

8. 2. Роль и место практики в познавательном процессе 180-183

8. 3. Соотношение чувственного и рационального отражения в процессе познания 183-188

8. 4. Проблема истины в философии и науке. Критерий истины 188-193

8. 5. Познание и творчество 193-196

Тема 9. Научное познание, его формы и методы 196

9. 1. Специфика науки и научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания 196-200

9. 2. Методы и методология познания. Общенаучные методы эмпирического и теоретического познания 200-206

9. 3. Основные этапы познавательного цикла и формы

научного познания. Научная теория и ее структура 206-208

Раздел III. Социальная философия

Тема 10. Общество: основы философского анализа 209

10. 1. Общество как подсистема объективной реальности, его первичные элементы и теоретическая система 209-213

10. 2. Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу 213-216

10. 3. Диалектика объективного и субъективного в развитии общества. Проблемы социального детерминизма 216-225

Тема 11. Проблемы материалистического понимания истории 225

11. 1. Основные принципы и специфические особенности

материалистического понимания истории 225-227

11. 2. Материальное производство 227-239

11. 3. Диалектика производственных сил и производственных отношений 239-247

11. 4. Общественно-экономическая формация 247-249

11. 5. Базис и надстройка 249-253

11. 6. Социальная эволюция и революция 253-255

Тема 12. Движущие силы и субъекты исторического процесса 256

12. 1. Интересы как побудительная сила деятельности

людей 256-258

12. 2. Социальная структура общества 258-274

12. 3. Понятие народа. Народные массы - решающая сила общественного развития 274-277

12. 4. Роль личности в истории. Выдающиеся личности 277-280

Тема 13. Политическая система общества. 280

13. 1. Политическая система общества и ее элементы 280-285

13. 2. Государство: его происхождение и сущность 285-291

13. 3. Правовое государство и гражданское общество 291-293

Тема 14. Культура и цивилизация 294

14. 1. Понятие культуры. Сущность, структура и основ-

ные функции культуры. Культура и деятельность 294-299

14. 2. Сущность и культура. Общее и особенное в развитии культуры. Взаимосвязь традиции и новаторство 299-305

14. 3. Человек и культура. Культура и формирование личности 306-309

14. 4. Культура и цивилизация 309-315

Тема 15. Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура и формы 315

15. 1. Духовное производство и духовная жизнь общества 315-317

15. 2. Понятие общественного сознания и его структура 317-319

15. 3. Общественное и индивидуальное сознание и их

диалектическая взаимосвязь 319-321

15. 4. Общественная психология и идеология. Массовое сознание 321-324

15. 5. Формы общественного сознания 324-356

Тема 16. Общественный прогресс и глобальные проблемы

современности 356

16. 1. Соотношение понятий "развитие", "прогресс-регресс" 356-358

16. 2. Социальный прогресс и его критерий 358-360

16. 3. Глобальные проблемы современности и основные пути

их решения 360-365

Тема 17. Человек, личность и свобода. Ценности 366

17. 1. Проблема человека и его свобода в философии 366-382

17. 2. Личность в различных типах общества 383-392 Список рекомендуемой литературы 393-404

Оглавление 405-408

Авторы: Файзуллин Ф. С. - академик АЕН Российской Федерации, академик АН Республики Башкортостан, профессор (руководитель авторского коллектива); Елисеев С. Ф. - профессор, д-р филос. наук; Азаматов Д. М. - профессор, д-р филос. наук; Валеев Д. Ж. - профессор, д-р филос. наук; Ширяев Л. А. - профессор, д-р социол. наук; Курлов А. Б. - профессор, д-р социол. наук; Неганов Ф. М. - профессор, д-р филос. наук; Голощапов Е. А. - канд. филос. наук, доцент; Злобина Т. П. -канд. филос. наук, доцент; Шатохин А. Н. - канд. филос. наук, доцент; Голубева Н. В. - доцент, канд. наук; Вырупаева Т. И. - канд. филос. наук, доцент; Обухов В. Е. - доцент канд. филос. наук; Моисеева Т. П. - канд. филос. наук, доцент; Семенов С. Н. - доцент, канд. филос. наук; Шафиков М. Т. - канд. филос. наук, доцент; Истамгалин Р. С. канд. филос. наук, доцент; Зарипов А. Я. - канд. филос. наук; Ли С. А. ст. преп.

Введение в курс философии: Учебное пособие /Под ред. акад. Файзуллина Ф. С. - Уфа: УГАТУ, 1996. ___ С.

Определяется круг проблем и роль философии в обществе, анализируются основные исторические этапы развития этой науки, излагается философская мысль Башкортостана. Раскрывается содержание исходных философских категорий. Большое место уделено анализу сущности диалектического метода и его альтернатив, изложению различных концепций процесса познания и общих закономерностей развития общества и личности.

Для студентов, аспирантов, всех, кого интересуют философские проблемы

Печатается по решению редакционно-издательского Совета университета.

Научный редактор акад. Ф. С. Файзуллин

Рецензенты: кафедра философии БГМИ,

д-р социол. наук Ширяев Л. А. ISBN Уфимский Государственный

С авиационный технический университет, 1996.

П Р Е Д И С Л О В И Е

Философия с момента своего возникновения, - а она стояла у истоков науки, - всегда занимала особое место в системе знаний о мире.

Это объясняется прежде всего тем, что ядро философии независимо от той или иной позиции философа составляет проблема человека в его взаимоотношении с миром, проблема человека и мира, места и роли человека в нем.

Она вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и о сущности человеческого бытия, выступая в качестве теоретической основы мировоззрения.

Именно поэтому философия во все времена помогала ориентации человека в различных жизненных обстоятельствах, способствовала его самоопределению в жизни. Этим и объясняется непреходящая жизненность философии, необходимость овладения ею для обретения человеком надежной ориентации в непрерывно изменяющемся мире, а в современных условиях и для разумного подхода к решению сложнейших задач выживания человечества перед лицом обостряющихся глобальных проблем.

Сегодня как никогда от каждого человека требуется выработка разумного отношения к жизни, к окружающей действительности. Но подобное отношение не дано человеку от рождения. Разумное отношение к миру, к жизни предполагает овладение философией, приобретение того, что называют философской культурой.

Выработка навыков разумного мышления, овладение философской культурой требуют серьезных усилий, интеллектуального напряжения, так как философия проникает в глубины человеческого бытия, открывает путь в сущность, в недра мироздания, заставляет размышлять о многом таком, что неведомо и недоступно обыденному здравому смыслу.

Помочь в овладении началами философской культуры - таково назначение предлагаемого учебного пособия. Пособие не претендует на раскрытие и освещение всего богатства и многообразия философских течений, направлений и проблем, о чем свидетельствует и само его название "Введение в философию". Но оно несомненно поможет начинающим изучать философию получить первоначальное представление о предмете философии и ее истории, о ее основной проблематике, о философском языке, о методах и категориях философии и т. д.

В пособии определяется круг проблем и роль философии в обществе, анализируются основные исторические этапы ее развития.

Впервые целостно излагается история развития философской мысли в Башкортостане. Отдельный раздел посвящен диалектике и теории познания, в котором на основе анализа и интерпретации достижений современного естествознания, представлена диалектико-материалистическая картина мира и изложена та гносеологическая концепция, которой отдано предпочтение.

Проблемы социальной философии нашли свое отражение в третьем разделе. В результате происходящих в нашей стране перемен стал возможен более открытый философский анализ социальной действительности, ее серьезных проблем и противоречий. Одновременно возникла необходимость философского осмысления осуществляемых в различных сферах общества преобразований. Этим обусловлено включение в учебное пособие некоторых новых тем, а также новые повороты в освещении традиционных проблем.

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений. Его издание связано с отсутствием учебных пособий, соответствующих динамично изменяющимся программам. Учебник подготовлен профессорско-преподавательским коллективом кафедры философии Уфимского государственного авиационного технического университета полностью под руководством академика Ф. С. Файзуллина в составе: Елисеев С. Ф. - д-р филос. наук, профессор; Валеев Д. Ж. - д-р филос. наук, профессор; Азаматов Д. М. - д-р филос. наук, профессор; Курлов А. Н. - д-р соц. наук, профессор; Ширяев Л. А. - д-р соц. наук, профессор; Голощапов Е. А. - канд. филос. наук, доцент; Голубева Н. В. канд. филос. наук, доцент; Вырупаева Т. И. - канд. филос. наук, доцент; Злобина Т. П. - канд. филос. наук, доцент; Шатохин А. Н. - канд. филос. наук, доцент; Неганов Ф. М. - канд. филос. наук, ст. преп. ; Исламгалин Р. С. - канд. филос. наук, доцент; Семенов С. Н. - канд. филос. наук, доцент; Шафиков М. Т. - канд. филос. наук, доцент; Моисеева Т. П. канд. филос. наук, доцент; Зарипов А. Я. - канд. филос. наук, ст. преп. ; Ли С. - ст. преп.

Авторский коллектив намерен и дальше вести работу по совершенствованию учебного пособия и ждет от читателей замечания и конструктивные предложения, которые способствовали бы решению этой задачи. .