15. 1. _Духовное производство и духовная жизнь общества.
Духовная жизнь общества - это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику данного общества во всей его целостности. Она включает в себя все духовные образования, в том числе духовную культуру во всем ее многообразии, формы и уровни общественного сознания, неоформленные стихийные и не вполне осознанные настроения, привычки и т. д.
Духовная культура представляет собой лишь определенную сторону, "срез" духовной жизни, в известном смысле ее можно считать ядром духовной жизни общества. Духовная культура обладает сложной структурой, включаю щей научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру. Особое место в системе духовной культуры занимает религия. Учитывая сложность одновременного восприятия сразу всех составляющих духовной культуры, попытаемся выяснить общую основу, объединяющую в единое целое все ее стороны, а именно: что понимается под культурой в целом.
В самом широком смысле этого слова культуру можно рассматривать как развивающуюся совокупность материальных, политических и духовных достижений человечества, характеризующих определенный способ общественно-практической деятельности людей на каждом историческом этапе развития общества. Каждый этап развития человеческой истории характеризуется своим, присущим лишь ему уровнем материальных, политических и духовных потенций и достижений человечества, всех его отношений с действительностью: экономических, политических, теоретических, нравственных, эстетических и т. д.
Сохраняя и передавая самую разнообразную информацию о жизнедеятельности прошедших поколений, культура является одновременно и результатом, и средством развития личности и общества.
Иными словами, культура - это исторически определенный способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, зафиксированный, функционирующий и развивающийся в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и ценностей, а также соответствующих организаций и учреждений, в совокупном отношении людей к природе, между собой и к самим себе.
Духовная культура в ряду явлений культуры занимает особое место. Она нарастает на основе общественного бытия, пронизывает все его сферы и оказывает активное влияние практически на всю жизнедеятельность человека и общества. Как отражение общественного бытия она несет на себе отпечаток характерных черт эпохи и определенной общественно-экономической формации, интересов и потребностей больших социальных общностей и социальных слоев. Таким образом, духовную культуру можно рассматривать в этом качестве как нечто единое целое, присущее нации, государству, региональной группе государств.
В обществе духовная культура проявляется через процесс освоения ценностей и норм предшествующих поколений, производство и развитие новых духовных ценностей. Будучи включенными в бытие человека и общества, в материальную и духовную жизнь, они играют существенную роль в социальной деятельности по освоению и преобразованию мира, служат своеобразными ориентирами в этом процессе. Главная цель и главная функция духовной культуры состоит в формировании определенного типа человеческой личности в интересах общества, в регулировании поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных, с природой и окружающим миром. Из этого вытекает и другая функция духовной культуры - формирование познавательных способностей личности. Духовная культура общества находит свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей.
При наличии ряда общих моментов с материальным производством духовное производство имеет свою специфику. Предметом труда в нем выступают не только природа и природные вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое мышление и деятельность людей. Весьма своеобразны и субъект духовного производства, и орудия его деятельности. В обществе формируется особый социальный слой профессионалов, занятых созданием духовных ценностей. В массе своей это представители интеллигенции.
Но создание ценностей духовной жизни, духовная культура вообще не могут развиваться вне народа, который и является ее основным творцом и потребителем. Таким образом, духовная культура развивается народом. Лучшие образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием. Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства. Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия и т. д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.
- Введение в философию
- Оглавление
- Раздел 1. Историко-философское введение
- Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе 5
- Тема 2. Исторические типы философии 16
- Тема 3. Философская мысль в Башкортостане 53
- Раздел II Философское понимание мира. Диалектика и теория познания. 72
- Тема 4. Бытие и его основные формы. Материя, движение.
- Тема 5. Природа.
- Тема 6. Сознание, его сущность и генезис
- Раздел 1. Историко-философское введение
- Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.
- 1. 1. Мировоззрение, его исторические типы, уровни и формы
- 1. 3. Роль и значение философии, ее основные функции.
- 1. 4. Философия и наука.
- Тема 2. Исторические типы философии
- 2. 3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.
- 2. 4. Классическая немецкая философия.
- 2. 5. Отечественная философская мысль в XI-XIX вв. :
- 2. 7. Зарубежная философия хх века.
- Тема 3. Философская мысль в Башкортостане
- 3. 1. Философские идеи в башкирском фольклоре.
- Тема 4. Бытие и его основные формы. Материя, движение,
- 4. 1. Категория бытия и его место в философии.
- 4. 3. Философия о многообразии и единстве мира.
- Тема 5. П р и р о д а
- 5. 1. Понятие природы. Природа и общество.
- 5. 3. Сущность и глобальный характер экологической проблемы.
- 5. 4. Пути решения экологической проблемы. Понятие ноосферы.
- Тема 6. Сознание, его сущность и генезис
- 6. 1. Проблема сознания и ее место в философии.
- 6. 3. Сознание и мозг. Материальное и идеальное.
- 6. 5. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки.
- Тема 7. Диалектика и ее альтернатива. Концепция развития.
- 7. 1. Диалектика как наука.
- IV. 3. Понятие о законах и категориях диалектики.
- Тема 8. Познание как отражение действительности.
- 8. 2. Роль и место практики в познавательном процессе.
- 8. 4. Проблема истины в философии и науке. Критерий истины.
- 8. 5. Познание и творчество.
- Тема 9. Научное познание, его формы и методы
- 9. 3. Основные этапы познавательного цикла и формы
- Раздел III. Социальная философия
- Тема 10. Общество: основы философского анализа
- 10. 2. _Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу
- 10. 3. _Диалектика объективного и субъективного в развитии общества. Проблемы социального детерминизма
- Тема 11. Проблемы материалистического понимания истории
- 11. 2. _Материальное производство
- 11. 4. _ Общественно-экономическая формация
- 11. 5. _ Базис и надстройка
- 11. 6. _Социальная эволюция и революция
- Тема 12. Движущие силы и субъекты исторического процесса
- 12. 2. _Социальная структура общества.
- Тема 13. Политическая система общества
- 13. 1. _Политическая система общества и ее элементы
- 13. 2. _Государство: его происхождение и сущность
- 13. 3. _Правовое государство и гражданское общество
- Тема 14. Культура и цивилизация
- 14. 3. _Человек и культура. Культура и формирование личности.
- 14. 4. _ Культура и цивилизация.
- Тема 15. Духовная жизнь общества. Общественное сознание,
- 15. 1. _Духовное производство и духовная жизнь общества.
- 15. 2. _ Понятие общественного сознания и его структура
- 15. 3. _Общественное и индивидуальное сознание и их
- 15. 5. _Формы общественного сознания.
- Тема 16. Общественный прогресс и глобальные проблемы
- 16. 2. _Социальный прогресс и его критерий.
- 16. 3. _Глобальные проблемы современности и основные пути
- Тема 17. Человек, личность и свобода. Ценности
- 17. 1. _Проблема человека и его свобода в философии.