15. 3. _Общественное и индивидуальное сознание и их
_диалектическая взаимосвязь.
Анализ сущности и структуры общественного сознания начнем с рассмотрения индивидуального сознания и его диалектической взаимосвязи с общественным.
Индивидуальное сознание - это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму конкретных условий жизни и деятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей.
Диалектика взаимосвязи индивидуального и общественного сознания - это диалектика взаимосвязи единичного и общего. Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой. Это качественно новое общественное явление, органический и переработанный синтез тех идей, взглядов, чувств, которые присущи индивидуальному сознанию.
Индивидуальное сознание человека многообразнее и ярче общественного сознания. Однако оно не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной жизни общества.
Вместе с тем индивидуальное сознание отдельных людей в силу их особых достоинств в отдельных областях знания может подниматься до уровня общественного. Это возможно, когда индивидуальное сознание приобретает общечеловеческое, научное значение, выражает идеи, совпадающие с общественными потребностями. Д. Уатт и Н. Ползунов почти одновременно создали паровые машины. Но в Англии идеи Уатта были востребованы обществом и получили развитие, а в отсталой России не было общественной потребности в паровых двигателях и использование их затормозилось. С другой стороны, говоря о взаимосвязи индивидуального и общественного сознания, следует подчеркнуть, что индивидуальное сознание несет на себе печать общественного, так как оно всегда есть и будет продуктом общества. Любой индивид есть носитель общественных взглядов, привычек, традиций, берущих свое начало из глубины веков. В свою очередь, все люди в определенной степени несут в своем сознании современные идеи, взгляды и т. п. Человек не может быть изолированным от общества и общественных идей. Трансформируясь через бытие отдельных людей, их общественное сознание формирует индивидуальное сознание. Ньютон совершил свои гениальные открытия потому, что он, по его словам, стоял на плечах таких гигантов мысли, как Галилей, Кеплер и многие другие. Общество - сложное материальное образование, состоящее из множества различных социальных групп. Такими группами являются классы, сословия, интегральные (работники умственного и физического труда, жители города и деревни), этнографические, демографические и профессиональные группы. Каждая группа является субъектом определенного сознания, и в этом смысле можно говорить о групповом сознании. Групповое сознание диалектически связано с общественным сознанием и индивидуальным как особенное. Оно складывается на основе индивидуального, но, как и общественное сознание, не представляет собой простой суммы индивидуального, хотя и отражает бытие социально-экономических и политических условий жизни каждой группы людей. В то же время групповое сознание опосредуется общественным сознанием и выступает как элемент или подсистема общественного сознания, входя в него частью своих элементов.
15. 4. _Общественная психология и идеология,
_массовое сознание.
Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком и природой. Повседневная практика людей позволяет устанавливать на эмпирическом уровне отдельные причинно-следственные связи между явлениями, позволяет строить простые умозаключения, вводить новые понятия, открывать простые истины. Однако на уровне обыденного сознания невозможно глубоко проникнуть в сущность вещей, явлений, подняться до глубоких теоретических обобщений. В первый период жизни людей обыденное сознание являлось единственным и главным. по мере развития общества возникает необходимость в более глубоких обобщениях, а обыденное сознание становится недостаточным для удовлетворения возросших потребностей. Тогда возникает теоретическое сознание. Возникая на основе обыденного сознания, оно направляет внимание людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к более глубокому их анализу. Через обыденное сознание теоретическое сознание связано с общественным бытием.
Теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных и духовных процессов.
Обыденное сознание складывается из обыденного знания и общественной психологии. Теоретическое сознание несет в себе научные знания о природе и обществе. Обыденное знание - это знание элементарных условий бытия людей, позволяющее человеку ориентироваться в его непосредственном окружении. Это знание об использовании простых орудий труда, простых природных явлениях, нормах отношений друг с другом.
Общественная психология - это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия.
Над общественной психологией возвышается идеология. Идеология - это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих общественные отношения в более или менее стройной системе. Идеология включает в себя политические и правовые взгляды, теории, философию, мораль, искусство, религию.
Общественная психология не способна подняться до глубоких научно-теоретических обобщений. Она отражает общественное бытие поверхностно, хотя и более тесно связана с ним, чутко реагируя на всякие его изменения. Идеология, глубже отражая суть общественного бытия способствует более кардинальным его изменениям на основе использования научных данных.
Между общественной психологией и идеологией существует органическое и диалектическое единство. Идеология, анализируя и обобщая результаты практической деятельности людей, позволяет установить основные тенденции в развитии исторических процессов.
У нас сложилось ограниченное и неверное представление о массовом сознании, трактовавшемся как низкопробная, примитивная часть обыденного сознания определенной части трудящихся и прежде всего молодежи. Но массовое сознание есть более сложный феномен. По подсчетам социологов, каждый человек является членом как минимум 5-6 только малых и не менее 10-15 больших и "средних" формальных и неформальных групп. Эта масса людей, будучи реальной, естественной общностью, объединяется каким-то действительным (пусть хотя бы кратковременным) социальным процессом, осуществляет общую деятельность, демонстрирует совместное поведение. Более того, сам феномен массы не возникает, если подобная общая, совместная деятельность или подобное поведение отсутствуют. Массовое сознание - это сознание массы, сознание различных типов и видов масс.
С массовым сознанием связано общественное мнение, которое представляет его частный случай. Общественное мнение выражает отношение (скрытое или явное) различных социальных общностей к тем или иным событиям действительности. Оно определяет поведение отдельных личностей, социальных групп, масс и государств.
Общественное мнение может отражать истину или быть ложным. Оно может возникать стихийно, а может формироваться как часть массового сознания государственными учреждениями, политическими организациями, средствами информации. Например, в 30-е годы средствами пропаганды в нашей стране было сформировано массовое сознание нетерпимости к инакомыслящим. И общественное мнение требовало смерти всем, кто по своим убеждениям не вписывался в рамки массового сознания.
Правильное представление об общественном сознании нельзя составить, не анализируя специфических форм, посредством которых реально осуществляется отражение общественного бытия и обратное воздействие общественного сознания на жизнь общества.
- Введение в философию
- Оглавление
- Раздел 1. Историко-философское введение
- Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе 5
- Тема 2. Исторические типы философии 16
- Тема 3. Философская мысль в Башкортостане 53
- Раздел II Философское понимание мира. Диалектика и теория познания. 72
- Тема 4. Бытие и его основные формы. Материя, движение.
- Тема 5. Природа.
- Тема 6. Сознание, его сущность и генезис
- Раздел 1. Историко-философское введение
- Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.
- 1. 1. Мировоззрение, его исторические типы, уровни и формы
- 1. 3. Роль и значение философии, ее основные функции.
- 1. 4. Философия и наука.
- Тема 2. Исторические типы философии
- 2. 3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.
- 2. 4. Классическая немецкая философия.
- 2. 5. Отечественная философская мысль в XI-XIX вв. :
- 2. 7. Зарубежная философия хх века.
- Тема 3. Философская мысль в Башкортостане
- 3. 1. Философские идеи в башкирском фольклоре.
- Тема 4. Бытие и его основные формы. Материя, движение,
- 4. 1. Категория бытия и его место в философии.
- 4. 3. Философия о многообразии и единстве мира.
- Тема 5. П р и р о д а
- 5. 1. Понятие природы. Природа и общество.
- 5. 3. Сущность и глобальный характер экологической проблемы.
- 5. 4. Пути решения экологической проблемы. Понятие ноосферы.
- Тема 6. Сознание, его сущность и генезис
- 6. 1. Проблема сознания и ее место в философии.
- 6. 3. Сознание и мозг. Материальное и идеальное.
- 6. 5. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки.
- Тема 7. Диалектика и ее альтернатива. Концепция развития.
- 7. 1. Диалектика как наука.
- IV. 3. Понятие о законах и категориях диалектики.
- Тема 8. Познание как отражение действительности.
- 8. 2. Роль и место практики в познавательном процессе.
- 8. 4. Проблема истины в философии и науке. Критерий истины.
- 8. 5. Познание и творчество.
- Тема 9. Научное познание, его формы и методы
- 9. 3. Основные этапы познавательного цикла и формы
- Раздел III. Социальная философия
- Тема 10. Общество: основы философского анализа
- 10. 2. _Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу
- 10. 3. _Диалектика объективного и субъективного в развитии общества. Проблемы социального детерминизма
- Тема 11. Проблемы материалистического понимания истории
- 11. 2. _Материальное производство
- 11. 4. _ Общественно-экономическая формация
- 11. 5. _ Базис и надстройка
- 11. 6. _Социальная эволюция и революция
- Тема 12. Движущие силы и субъекты исторического процесса
- 12. 2. _Социальная структура общества.
- Тема 13. Политическая система общества
- 13. 1. _Политическая система общества и ее элементы
- 13. 2. _Государство: его происхождение и сущность
- 13. 3. _Правовое государство и гражданское общество
- Тема 14. Культура и цивилизация
- 14. 3. _Человек и культура. Культура и формирование личности.
- 14. 4. _ Культура и цивилизация.
- Тема 15. Духовная жизнь общества. Общественное сознание,
- 15. 1. _Духовное производство и духовная жизнь общества.
- 15. 2. _ Понятие общественного сознания и его структура
- 15. 3. _Общественное и индивидуальное сознание и их
- 15. 5. _Формы общественного сознания.
- Тема 16. Общественный прогресс и глобальные проблемы
- 16. 2. _Социальный прогресс и его критерий.
- 16. 3. _Глобальные проблемы современности и основные пути
- Тема 17. Человек, личность и свобода. Ценности
- 17. 1. _Проблема человека и его свобода в философии.